Безусловно, тазы и тобет — одни из древнейших живых памятников казахского народа.
В Японии это акита ину, в Южной Корее — джинда, в Турции — анатолийский кангал... Казахстан не является исключением. Разница лишь в том, что в нашей стране отношение к собакам в целом, и в частности к таким породам, как тазы и тобет, заставляет специалистов и общественников бить тревогу.
В VIII веке до н.э. на территории Средней Азии было организовано первое государственное образование — военно-политический союз скифо-славянских племен — ишгузы. Он был создан с целью захвата самых развитых и богатых на то время государств. В итоге были покорены Ассирия, Вавилон и Египет. Там кочевые племена из Средней Азии впервые столкнулись с борзообразными египетскими собаками и критскими молоссами.
ЖИВЫЕ ПАМЯТНИКИ ИСТОРИИ
Критские молоссы в Ассирии использовались как боевые и сторожевые собаки, а также участвовали в боях на арене. При этом один молосс выпускался против льва, двух молоссов отправляли биться с африканским слоном. Через 80 лет часть ишгузов вернулась в родные степи, приведя с собой борзых и молоссов. Именно эти породы стали родоначальниками азиатских борзых. К примеру таких, как монгольская тайги, киргизский тайган, туркменский тазый, казахская тазы, а также азиатских молоссов — монгольский бохор, киргизский тобот, туркменский алабай, казахский тобет. В дальнейшем они послужили базой для выведения разнообразных пород собак, существующих сегодня на евразийском континенте.
Безусловно, особое влияние на формирование современных пород собак оказала казахская тазы. Казахи стали практически единственным народом, у которого борзая стала поистине народной собакой. В других странах охота с борзой считалась уделом избранных. Количество тазы у казахов значительно превышало аналогичный показатель у любого другого народа. Можно даже утверждать, что было сравнимо со всем поголовьем борзых на Евразийском континенте.
Мне известна лишь одна порода борзообразных, которая не имеет в себе крови тазы и ведет свое происхождение напрямую от египетских борзообразных собак. Это испанская поденко ибиценко (ибисская борзая), которая развивалась в очень ограниченном пространстве. И чисто внешне она сильно выделяется на фоне борзообразных собак. Не только русская псовая борзая является прямым потоком тазы, их кровь присутствует также в немецком доге и всех европейских овчарках.
Безусловно, тазы и тобет — одни из древнейших живых памятников казахского народа. Они не просто сопровождали казахов на протяжении всей жизни, но и помогли им сохраниться как этносу в тридцатые годы двадцатого века. Особенно во времена так называемой принудительной коллективизации, когда почти половине населения страны пришлось покинуть свою родину. Так, согласно исследованиям, в 1937-1938 годах одна тазы за зимний период добывала от 100 до 500 зайцев. Тем самым пять собак попросту спасали аул от голодной смерти. Могучий тобет без участия человека охранял от волков остатки скота, который казахи прятали в труднодоступных местах.
ДОСТОЯНИЕ НАЦИИ
Не только древность происхождения, но и беззаветная преданность заслуживают особого отношения нашего народа к тазы и тобету. Хотелось бы привести несколько примеров по отношению к национальным породам собак в других странах.
В Японии в начале 30-х годов прошлого века для консолидации общества порода собак акита ину была признана национальным достоянием. А девять лучших представителей породы были провозглашены величайшими нерукотворными памятниками японского народа. Естественно, в целях консолидации общества акцентировалось внимание на определенные поведенческие качествах акита ину. А именно — верность, преданность, готовность к самопожертвованию. И сегодня практически всем известна история Хатико. Этот пес на протяжении девяти лет приходил к больнице и ждал своего хозяина, умершего от инсульта. Он стал ярким примером верности, преданности и самопожертвования.
На сегодняшний день все японские породы имеют самый высокий статус для животных в Японии — охраняемые виды. Но несмотря на жесточайшие запреты собачьих боев в стране, для сохранения породы тоса ину в префектуре Коти поединки проводятся регулярно. Победитель получает почетный титул — екодзуна. Надо отметить, что эти бои не имеют ничего общего с теми кровавыми боями, которые проводятся в Казахстане. Поединок больше напоминает бой борцов сумо. Задача соперников — вытолкнуть друг друга из круга. Никаких травм при этом собаки не получают.
В Южной Корее в 1962 году законодательно за породой собак джиндо закрепили звание национального достояния № 53. Также в Южной Корее создали институт под эгидой государства, который занимается сохранением редких пород собак. Поскольку данное решение было принято также для усиления консолидации общества, то и здесь ставку сделали на качества этой собаки — преданность и бдительность.
В Турции произошла аналогичная ситуация. С победой на выборах партии Реджепа Эрдогана в целях консолидации общества принят закон о признании породы анатолийский кангал национальным культурным достоянием народа. Естественно, первостепенными качествами этой породы признавались сила, мужество, отвага.
В Швейцарии существует городок сенбернаров, который является самым посещаемым туристами местом. Местное законодательство запрещает заводить эту породу собак тем людям, у которых жилищные либо финансовые возможности не позволяют вырастить и содержать такую крупную собаку. Каждый сенбернар там регистрируется на государственном уровне. Если владелец гиганта уезжает в отпуск, он абсолютно бесплатно может оставить его в специальном городке.
В Бельгии законодательно для фермера, который содержит фландрийского бувье, существуют значимые налоговые преференции.
НА ГРАНИ ВЫЖИВАНИЯ
Что на сегодняшний день происходит в Казахстане с национальным достоянием тазы и тобет? К сожалению, с 1937 года не проводилось ни одной экспедиции по исследованию состояния тазы в нашей стране под эгидой государства. В 1947 году прошло единственное мероприятие под эгидой Министерства сельского хозяйства СССР по исследованию среднеазиатского молосса.
В начале 2019 года, после публикации статьи о проблемах тазы и тобета в казахстанских СМИ, Касым-Жомарт Токаев в своем «Твиттере» обратился к госорганам и негосударственным организациям о необходимости сохранения народного достояния. Но, на взгляд экспертов, то, что сейчас делается госорганами, в конечном итоге может привести к неизбежному исчезновению как тазы, так и тобета. В статье «Спорт для живодеров», опубликованной в газете «Аргументы и Факты Казахстан» в марте нынешнего года, приводится письмо Управления внутренней политики акимата Жамбылской области о том, что самые массовые собачьи бои ставятся в план мероприятий акимата Жамбылской области — «Чемпионат СНГ».
В интервью одному из популярных интернет-порталов страны руководитель Управления по национальным видам спорта Мейрамбек Махамбетов заявил о необходимости сдачи в Национальный олимпийский комитет правил испытаний тазы и тобета с учетом их экстерьерных данных. Но на сегодняшний день не может существовать единых правил испытаний казахской тазы. Поскольку в силу многовековой народной селекции в такой огромной стране, как Казахстан, с различными климатическими и ландшафтными условиями, существует как минимум три самостоятельных породы этого вида собак. К тому же у них различные объекты охоты. Единый стандарт породы тазы, зарегистрированный Министерством сельского хозяйства РК в 2014 году, не может применяться к трем самостоятельным породам. Зарегистрированный в том же году стандарт тобета Минсельхозом РК, если его использовать, может привести к полному исчезновению тобета, который и без того малочислен. По мнению экспертов, документ написан людьми, которые вряд ли видели самого тобета живьем.
50 лет я занимаюсь собаководством. И за эти полвека мне довелось увидеть всего двух 100-процентных аборигенных тобетов. Это Таймас, привезенный в 1992 году из Чимкентской области Абдримом Бараковым, а также Шарап, владельцем которого являлся Марат Аринов из Алматинской области. К сожалению, Шарапа не стало летом прошлого года. А его многочисленное потомство, которое должно использоваться для сохранения популяции тобета, не чистопородно на 100%.
Таким образом, в Казахстане отсутствует какая либо законодательная база для признания тазы и тобета национальным достоянием. Также нет никаких действий со стороны госорганов для их сохранения. Но дальше всех в деле уничтожения данных пород пошел акимат Алматы, приняв в апреле 2018 года новые правила содержания домашних животных в городе Алматы. Одним из которых является запрет на содержание питомников собак в жилых домах мегаполиса. В начале ноября 2020 года Бостандыкский районный суд города Алматы впервые принял решение о выселении собак из частного дома на основании этих правил.
Питомники тазы в Алматы являются старейшими на территории Казахстана, деятельность некоторых из них превышает 35 лет, но из-за введения данных правил их дальнейшее существование находится под вопросом. В итоге будет нанесен невосполнимый удар по популяции тазы в Казахстане.
В преддверии празднования Дня независимости 16 декабря хотелось бы, что бы и законодательная, и исполнительная власть в нашей стране приняли реальные меры для сохранения столь уникальных пород тазы и тобет. Отсутствие закона, регламентирующего кинологическую деятельность, сделает бесполезными любые шаги по сохранению национального достояния — тазы и тобета — поскольку они не будут подкреплены никакой юридической базой.
Источник: www.kp.kz