Менее 20 лет назад Международным союзом охраны природы сайга была отнесена к категории CR как вид, находящийся в критическом состоянии. Усиление природоохранных мероприятий способствовало тому, что на сегодня численность этого реликтового животного увеличилась более чем в 60 (!) раз.
Начало формы
Для сохранения биологического разнообразия это, несомненно, плюс, но возникли и неожиданные проблемы: из-за стремительного роста поголовья сайги крестьянские хозяйства южных районов области стали испытывать серьезные трудности с сенокосами и созданием запасов сена на зимовку.
– Скот остается без кормов, – озвучивает проблемы животноводов директор филиала региональной палаты предпринимателей «Атамекен» по Бокейординскому району Бибигуль Жумагулова. – К примеру, если в прошлые годы хозяйства заготавливали по 2 000 рулонов сена, то нынче и 500 не могут набрать. Приходится искать участки под косьбу за 100–200 километров. Качественные комбикорма хозяйства брали по 60–65 тысяч за тонну, в нынешнем году ниже 70–75 тысяч за тонну нет. Многие уже думают сокращать поголовье, оставлять только маточное. А добавьте к этому еще пандемию и карантинные ограничения… Животноводы нашего приграничного района после летнего откорма привыкли сдавать скот в соседние области России. Сейчас границы закрыты. Кроме того, скотина уйдет на зимовку тощая. В прошлом году в это время бычки весили по 250–300 килограммов, сейчас – 150 кило.
Мало того, что год был скудным на осадки и травостой выдался слабый, так из-за маловодья практически не осталось водопоев. И степная антилопа пришла к водоемам на земли крестьянских хозяйств. Столоваться... После нее на пастбищах скоту делать нечего.
Если бы за отарами-табунами пастухи приглядывали, стада сайги, привыкшей к безлюдным солончакам, на три километра не подошли бы к пастбищам. Но еще одна головная боль фермеров – местное население не хочет идти в пастухи, и скот остается не только без присмотра, но и без кормов.
А если и есть в отдельных хозяйствах пастухи, то отгонять им сайгу по закону не положено. За этим строго следят инспекторы природоохранных ведомств.
– В 2003 году, когда в Казахстане были приняты нормативно-правовые акты по охране реликтового животного, численность волго-уральской популяции сайги находилась в пределах 6,5 тысячи голов, – комментирует начальник областной территориальной инспекции лесного хозяйства и животного мира Кайрат Кадешев. – В 2011-м крупный падеж из-за пастереллеза сократил ее поголовье почти вдвое, при этом осталось 17 тысяч сайгаков. Согласно авиаучету, проведенному в апреле прошлого года, число животных на территории составило 217 тысяч голов.
В 2020-м из-за пандемии проведение учета отложили. Но, беря во внимание окоты нынешнего и прошлого годов, можно предположить: поголовье увеличилось примерно в 2 раза. В Таскалинском районе численность популяции составляла 1,5 тыс. голов, сейчас – около 100 тыс. Такая же ситуация на сопредельной территории – в Саратовской области РФ крестьянские хозяйства тоже поднимают вопросы охраны своих пастбищ и посевов от набегов сайги.
В Западно-Казахстанской области 90% волго-уральской популяции обитает в Жанибекском и Казталовском районах. Даже уходя на азиатскую сторону, за Урал, сайга возвращается туда, где окотилась. Ареал обитания очень большой – десятки тысяч квадратных километров. Несмотря на все трудности, такой рост поголовья – результат контроля и охраны со стороны природоохранных ведомств.
В 2016 году в области был открыт Уральский филиал «Охотзоопрома». В позапрошлом году произошло ужесточение статей Уголовного кодекса РК, касающихся охоты на сайгу и обращения с дериватами.
В 2018-м было возбуждено 43 уголовных дела по фактам незаконной охоты и обращения с дериватами. 36 человек привлечены к уголовной ответственности. Изъято 328 рогов. В прошлом году заведено 26 уголовных дел, 13 человек получили обвинительный приговор. Судами поддержан иск на сумму более 40 млн тенге. Изъято 733 рога.
В текущем году заведено 34 уголовных дела. До суда доведено 5 дел, 7 человек понесли уголовную ответственность. Один осужденный получил 5 лет ограничения свободы, двум назначено по 3 года лишения свободы, двум – по 2 года и 6 месяцев, еще двух приговорили к 6 годам и 6 месяцам лишения свободы. Сумма ущерба составила 62 млн тенге. У нарушителей изъято 2 500 штук рогов.
Борьба с браконьерами – дело важное. С другой стороны, бывает, местные жители видят тушку падшего сайгака, знают цену его рогов на черном рынке и не могут удержаться от соблазна. Сколько судеб так поломано? А ведь факта браконьерства не было. И чем больше поголовье популяции, тем выше естественный отбор и падеж.
Как отмечают в территориальной инспекции, чтобы избежать коррупционных рисков, даже разработан специальный алгоритм утилизации туш и рогов падшей сайги.
Павшая сайга несет еще одну угрозу – заражение домашнего скота, считают фермеры. В этом году в каждом хозяйстве Бокейординского района пало по 20–30 голов скота из-за пастереллеза. Страдают сельскохозяйственные животные и от клещей, разносчиком которых также является степная антилопа.
Сегодня мнение специалистов природоохранного ведомства совпадает с мнением местных жителей о том, что пора принимать меры по регулированию численности сайги. Если этого не делать, природа сама будет устанавливать баланс – периодическим массовым падежом, что не лучшим образом отразится как на состоянии экосистемы, так и на сельском хозяйстве региона.
Вопрос регулирования численности сайги уже рассматривается. Но принятие решения по нему потребует немало времени. Начать с того, что в республике нужен единый оператор по дериватам, чтобы средства от продажи тех же сайгачьих рогов поступали в бюджет.
Как будет проходить охота, куда девать мясо – эти и другие моменты также должны быть учтены в нормативно-правовых актах. При этом придется принять во внимание и международные обязательства. Соответствующий опыт по обороту дериватов есть у других стран. Нужно его изучить.
Территориальной инспекцией совместно с областным акиматом прорабатывается вопрос организации водопоя в ареале обитания сайги методом бурения скважин на территории организуемого Бокейординского резервата. Документы по нему были подготовлены еще в 2013 году по программе «Жасыл даму». Но решение не принято до сих пор. Акиматом области издано постановление об отведении земель под него до 2023 года. Проектная территория резервата – 314 тыс. га.
Более 300 тыс. га занимает Ашыозекский заказник, расположенный на территории Казталовского и Жанибекского районов. На этих землях и должны быть созданы все условия для комфортного обитания сайги.
Обсуждается также организация экологического коридора для прохода сайги через границу с Россией. Она идет гуртом, на большой скорости и может пораниться о сетку, заграждения.
Инспекторы рады осенним дождям, наконец зарядившим в области, – хоть немного трава поднимется, будет корм и для скота, и для сайги. И готовятся к зиме, ведь, как считают ученые, в суровых условиях может погибнуть до 70% популяции некогда редкого животного.
Между тем животноводы обращаются за господдержкой с предложением о централизованном оптовом закупе сена и комбикормов или выделении на эти цели субсидий.
Источник: www.kazpravda.kz