На восстановление популяции этих животных у Казахстана ушло немало времени, не говоря о затраченных миллиардах тенге. Ради спасения сайгаков гибли люди - егеря. Но министр экологии Сериккали БРЕКЕШЕВ решил, что 80 тысяч голов сайги теперь лишние и именно такое количество животных следует отстрелять уже в этом году. Глава государства напомнил министру, что для регулирования поголовья есть различные методы, и отправил его советоваться со специалистами.
Идея убийства священных для казахов животных возникла с подачи неких фермеров, которые якобы терпят ужасные убытки от возросшей до 800 тысяч голов популяции сайги. Зоозащитники же не готовы принимать на веру эти ничем не подтвержденные заявления. По мнению экспертов, кормовая база у скота и сайгаков разная, а значит, они не могут наносить урон сельскому хозяйству в таком масштабе, о котором сейчас говорят фермеры.
Прошлогодняя засуха сразу в нескольких регионах показала, что у нас фермерам никто так не вредит, как сами фермеры и их профильное ведомство - Министерство сельского хозяйства. Сейчас же во всех вскрывшихся проблемах пытаются обвинить бедных животных.
- Большинство фермеров выгоняет в степь свою скотину и забывает про нее. Наверное, надо жестче относиться и к тем, кто хочет заниматься разведением скота. Надо регулировать весь этот процесс, продуманно выдавать земли под пастбища и посевы, обязательно согласовывая это с территориальными инспекциями лесного хозяйства. А сейчас получается, что в угоду фермерам, потому что у государства крестьянское хозяйство в приоритете, Минэкологии решает уничтожать сайгаков. Да еще в таком количестве, - недоумевает консультант общественной инспекции по охране биоресурсов при ассоциации “Табиги орта”, эксперт по сохранению биоразнообразия Нурлыхан ИСМАИЛОВ.
- Мы ездили в экспедицию и знакомились с ущербом, который якобы наносят сайгаки фермерам. Честно, ничего такого катастрофического мы не увидели. Более того, когда разговаривали с фермерами, то многие из них затруднились даже назвать, в каком количестве сайгаки приходят к ним на поля. Я считаю, что если они хотят доказать государству реальный урон, то им необходимо делать фото- и видеофиксакцию, - посоветовал Исмаилов.
По словам эксперта, если ущерб действительно такой, что будет необходимо пойти на крайние меры, то квоту на отстрел все равно надо пересмотреть. Потому что убить одномоментно десять процентов поголовья, не зная, какой будет зимовка и как из нее выйдут животные, - это перебор.
Орнитолог и зоозащитник Михаил ШПИГЕЛЬМАН сейчас занимается изучением продуктивности степи. По его мнению, в том, что сайгаки стали заходить на посевы фермеров, виноваты отчасти сами животноводы.
- У нас нет отгонного или стойбищного выпаса, в результате перевыпас, травы нет. Ее можно было бы подсеивать. Но это дополнительные затраты. Фермеры на них не пойдут. То есть проблема с пастбищами и без сайгаков актуальна, - считает Михаил Шпигельман. - Надо ограничивать вольный выпас скота. Кроме этого мало об этом говорят, но есть еще одна серьезная проблема - отсутствие водопоев и наличие пустых каналов. Фермеры не раз жаловались, что выкапывают водопои для своего скота, однако к ним приходят сайгаки, оттесняют домашних животных и выпивают всю воду. Надо заниматься еще и этой проблемой.
Зоозащитник считает, что отстрел ничего не решит. Более того, он, наоборот, может навредить. Если все-таки Минэкологии пойдет на крайние меры, то надо помнить, что по закону у нас запрещена охота с техники. Значит, животных будут загонять, что опять же принесет больше вреда почвенному покрову, чем сами сайгаки.
Ситуация вообще интересная. Даже если действительно сайга приносит хотя бы примерно такой вред сельскому хозяйству, который на нее сейчас все вешают, то это не сайга виновата, а, скорее всего, люди. Председатель совета региональной ассоциации НПО Западного Казахстана “Табиги орта”, член регионального экологического совета по Мангистауской области ассоциации EcoJer Адильбек КОЗЫБАКОВ напомнил, как вообще получился возможный конфликт интересов между двуногими и четвероногими.
- В свое время чиновники выдавали земли под пастбища, не согласовывая их с инспекцией лесного хозяйства и без учета ареала обитания этого животного. Затем массово начали истреблять волка - основного врага сайгаков. Естественно, регулировать в природе это животное теперь некому. Думаю, необходимо только создать минимальные условия для того, чтобы местные сообщества имели возможность охранять сайгаков и в целом животный мир. А после восстановления численности до соответствующего уровня получать от государства квоты на их изъятие, - отметил Адильбек Козыбаков.
То есть если фермер докажет ущерб, то может получить квоту на отстрел какого-то количества животных, чтобы компенсировать свои потери. Но в этом случае, естественно, речь не может идти об одномоментном убийстве тысяч животных.
Между тем уже в четверг пресс-служба Минэкологии сообщила о том, что ведомство после наказания Брекешева оперативно провело совещание, на котором, цитирую: “Представителями института зоологии и Ассоциации сохранения биоразнообразия Казахстана было высказано предложение о необходимости проведения глубоких научных исследований, по комплексной оценке экосистем в ареале популяции сайги в Казахстане, для определения оптимальной численности каждой популяции, эффективного мониторинга и устойчивого управления”.
То есть министр начал уже советоваться со специалистами. На этом же совещании зашла речь и о том, что нужна объективная методика расчета ущерба, наносимого потравой диких животных. Надеемся, что теперь вопрос массового отстрела сайги уже на повестке не стоит.
Ланга ЧЕРЕШКАЙТЕ, фото Мейрбека ТАЖКУРАНОВА, Актау