С 2006 года я не выпускаю из рук фотоаппарат, и это занятие помогло мне в плане знакомства с живой природой Казахстана. А, задолго до этого я познакомился с натуралистом-таксидермистом Моисеевым Александром Петровичем, я думаю, что именно это знакомство и повлияло на выбор моей дороги в природу. Александр Петрович заложил прочный фундамент в каждого из своих учеников-последователей, делясь личным опытом наблюдений и применения фототехники. Конечно, фототехника шагнула вперед, но методы остаются прежними. Мы, много проехали и протопали километров по родному Наурзумскому заповеднику, и каждый раз сила природного притяжения влияла на меня все сильней. Из каждой поездки привозили гигабайты фото и видео материалов, потом за чашкой чая рассматривали, спорили, определяли видовую принадлежность своих трофеев. Особенно интересно зимой открыть папку на компьютере с фотографиями весенних и летних съемок животных и растений, и сам того не подозревая заряжаешься энергией на весь день. Однажды в одной из газет в интервью Александр Петрович озвучил жизненный девиз, который звучит так: «Смотреть, слушать, узнавать и не гоняться за желаниями». Такой девиз точно подходит многим полевикам, всегда надо смотреть под ноги, по сторонам и в небо, и держать фотоаппарат с биноклем наготове. Простое увлечение превратилось в профессиональное подспорье в моей работе в Казахстанской ассоциации сохранения биоразнообразия, в ходе многочисленных полевых экспедиций.
Порой, приходилось просиживать «по уши в воде» и быть атакованным полчищем кровопийцев-гнусов в ожидании фототрофея, но результат всегда перевешивает чашу весов, ну почти всегда… Таким занятием может увлечься любой желающий, даже не имея суперпрофессионального оборудования, прошу заметить, я не хочу переманивать армию любителей ружейной охоты на сторону фотоохотников. Бывает, конечно, и так, что эти два стиля сочетаются в одном человеке. Многие охотники задаются вопросом, а возможно ли на гусиной охоте испытывать такой же азарт, только если у вас под рукой фотоаппарат с длиннофокусным объективом. Мой ответ на данный вопрос - конечно можно. Фотограф-натуралист испытывает такие же эмоции, получив долгожданный трофей в виде удачного кадра. Вспоминаю свою первую засидку в капонире: октябрь, 5:30 утра, холодно, кое-где лежит на стерне снег, жду вылета гусей… В результате за три часа я настрелял более двух гигабайт снимков, представьте всю прелесть того, как на вас в трех метрах налетают с шумом гуси, на лицо падают холодные капли воды с мокрых перьев только взлетевших с озера птиц. Иногда просто приходилось наблюдать, так как для длиннофокусного объектива нужна дистанция для фокусировки, а тут они у тебя под носом кормятся, это чудо… Обязательно с собой надо прихватить термос с горячим чаем или кофе, это поможет ненадолго согреться.
Вообще у охотников фотографу-натуралисту есть чему поучиться, например, приемам скрадывания и маскировки, а первым в свою очередь усидчивости и терпению. В обоих случаях необходимо понимать природу и прислушиваться к ней. Если провести параллель среди этих двух видов охоты, есть очень много совпадений, например, в этике поведения, так сказать «кодекс чести», что там говорить, механическое устройство фотоаппарата и ружья имеют ряд совпадений «затвор», «спусковой механизм», «оптика»… Самое кардинальное отличие в двух стилях охоты, пожалуй, всесезонный доступ фотоохотника к окружающей среде, нежели ружейная охота, которая регламентирована законом.
В конце своей заметки я бы хотел призвать читателей этого интересного познавательного журнала, быть внимательней к хрупкой окружающей среде, ведь мы в полной мере ответственны перед своим будущим поколением нашего Казахстана.
Удачных трофеев!
Алексей ТИМОШЕНКО, сотрудник РОО «АСБК»
Журнал "Qansonar" №2(10), 2016 г.