ФЕРМЕРЫ ЖАЛУЮТСЯ НА «НАШЕСТВИЕ»
Турсын Ошаков занимается разведением скота и выращиванием сельскохозяйственных культур в Жанибекском районе Западно-Казахстанской области. На свою малую родину он вернулся пять лет назад. Переехал из Алматы, где прожил полтора десятилетия. Фермер говорит, что его потянуло работать на земле.
— Правительство предоставило кредит в размере 15 миллионов тенге. Я также приобрел в лизинг сельхозтехнику. Только встал на ноги, как столкнулся с неожиданной ситуацией, — рассказывает он.
Под «неожиданной ситуацией» фермер подразумевает сайгу. В прошлом году Турсын засеял ячменем 50 гектаров земли недалеко от Сарыозена на границе с Россией. Поле обнес электроизгородью, чтобы не забредал скот. Лошади и коровы к посевам не приближались, ячмень пошел в рост, но в один день всходы уничтожили степные антилопы, жалуется Ошаков.
— Сайгу, оказывается, электрический ток не останавливает. Стадо сайгаков съело посевы за один миг. Весь ячмень съели, а кредит мне никто же не спишет. В этом году снова собираюсь сеять. Даже если придется сторожить днем и ночью, нужно уберечь посевы, — говорит Турсын.
Фермер утверждает, что остался еще и без пастбищных угодий. На землях, где Турсын Ошаков выпасал скот, обитают сайгаки, у которых сейчас начался сезон окота. Гнать степных антилоп в период отела нельзя: если егери увидят, будет штраф.
— Как нам возвращать кредиты, если мы не может ни сеять, ни скот пасти? Правительство компенсацию не выплатит. Сколько раз мы писали до самых верхов, но никто не слышит. Проблемы не только у меня, но и в 40 хозяйствах в селе Жаксыбай, — говорит фермер.
Крестьяне расположенных по соседству с Жанибекским районом Казталовского и Бокейординского районов тоже жалуются на «нашествие» сайги.
2 мая десятки фермеров собрались на берегу искусственного водоема, чтобы рассказать местным блогерам о ситуации. Это озеро было построено в советский период: десятилетия назад спецтехникой сделали углубление длиной в 100 метров и шириной 50 метров, чтобы накапливать талые воды и осадки. Местные используют водоем по два-три месяца в год как место водопоя для скота.
В последнее время у водоема замечали сайгаков. На водопои эти животные весной идут нечасто: в растениях, которыми они питаются после схода снега, достаточно влаги. К сельхозугодьям они приближаются, как правило, в периоды сильной засухи.
Фермер из села Таловка Жанибекского района Елдос Иргебаев рассказывает, что последние три года действительно были засушливыми, фермеры и так не рассчитывали на хороший сенокос.
— Третий год я не могу накосить сена с 1200 гектаров земли. Мы даже на свободных землях ничего накосить не можем. Сайга приходит весной из песков, здесь у нее окот, и потом уходит в пески поздней осенью. Но до осени они буквально скашивают всю траву в трех районах, — говорит он.
ЖИВОТНОЕ ПОД ОХРАНОЙ ГОСУДАРСТВА
В Казахстане сайга — под охраной государства. В 2015 году в стране зафиксировали массовый падёж сайги, было утрачено около 60 процентов общемировой популяции (сайга когда-то мигрировала на просторах от Азии до Западной Европы, но за последние столетия ареал обитания значительно сократился, сейчас животные в основном живут в Казахстане, также сайгаков можно встретить в России, Монголии и Узбекистане).
В Казахстане три популяции сайги: бетпакдалинская, устюртская и волго-уральская (уральская). Бетпакдалинская обитает в пяти областях Центрального Казахстана; устюртская — в Мангистауской и Актюбинской областях, стада мигрируют в Узбекистан; уральская популяция — в Западно-Казахстанской области и России.
По словам инспектора республиканского государственного казенного предприятия «Охотзоопром» в Жанибекском районе Талгата Кенжеахметова, популяция сайги в последние годы увеличилась, но антилопы всё равно нуждаются в защите.
— Сейчас численность сайгаков может составлять около 400-500 тысяч голов. При первом отеле у самки детеныш один, при втором и далее — двойня. В этом году в Жанибекском районе ожидается отел около 250–300 тысяч сайгаков. Наша цель — защищать сайгу, — говорит он.
Сайга считается очень пугливым животным, которое не подходит к людям и их постройкам. Эколог из Западно-Казахстанской области Нурлан Садир предполагает, что антилопы идут к искусственным водоемам и пастбищам из-за засухи.
— Резкий рост численности сайгаков пришелся на засушливый период. Кажется, сайгаки приближаются к селам в поисках воды. Прежде сайга обитала в безлюдной местности Жанакалинского и Бокейординского районов. Так как животные находятся под охраной государства, местные фермеры не знают, что делать с сайгаками, — комментирует местный эколог Нурлан Садир.
Депутат областного маслихата Серик Жарылгапов говорит, что разговаривал с главами крестьянских хозяйств и акимами районов. Последние объяснили, что вопрос сайги — в компетенции правительства.
— В настоящее время сайгаки [волго-уральской популяции в Казахстане] обитают в Жанакалинском, Бокейординском, Жанибекском и Казталовском районах. По подсчетам 2019 года, численность сайгаков превышала 200 тысяч особей. Результаты подсчета этого года не опубликованы. Местные власти не могут решить проблему, если только правительство не решит, — сказал депутат.
Правительство Казахстана в 2020 году продлило мораторий на отстрел сайгаков, занесенных в Международную Красную книгу, еще на два года. Этот мораторий, объявленный в начале 2000-х, неоднократно продлевался.
— Мы слышали, что на пути миграции устюртской популяции появились препятствия в виде новых магистралей и железных дорог. Но у нашей, уральской, популяции таких препятствий на пути нет. Они даже не обращают внимания на колючую проволоку на границе. Мы предложили пограничной службе оставить экологический коридор, и они сами просили об этом. Но пойдут ли по нему животные, неизвестно. Несколько лет назад две другие популяции в Казахстане очень сильно пострадали. У нас тоже был падёж, но не такой массовый. Сейчас волго-уральская популяция намного больше, чем две другие популяции, но она имеет гораздо меньший ареал обитания, — объясняет Серик Маженов, сотрудник Западно-Казахстанской областной территориальной инспекции лесного хозяйства и животного мира.
САЙГА: АНТРОПОГЕННЫЙ ФАКТОР, ПАДЁЖ И ВОССТАНОВЛЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ
Фермеры говорят, что в советское время регулировали численность сайгаков. По словам инспектора Серика Маженова, тогда власти, если наблюдали увеличение поголовья, разрешали отстреливать сайгу.
Главный эксперт комитета лесного и животного мира министерства экологии, геологии и природных ресурсов Казахстана Аскар Абдрахманов утверждает, что численность волго-уральской популяции в советский период не превышала 215–240 тысяч голов. Из-за ограниченного ареала обитания сайгу убивали и сдавали на мясо, которое иногда шло на экспорт.
— В Западно-Казахстанской области создается специальная резервация для сайгаков под названием «Букеевская орда». Сайга в этой резервации будет находиться под наблюдением. Результаты учета сайги в этом году будут опубликованы к концу мая. Затем будет принято решение о регулировании численности сайги, — говорит он.
Ученые призывают власти не спешить с решениями и придерживаться взвешенного подхода. Научных исследований о передвижениях сайгаков, вероятных конфликтах с сельскохозяйственной деятельностью человека не проводилось.
— Пока мы не знаем, насколько перемещения сайгаков пересекаются с интересами животноводов. Возможно, поголовье домашнего скота увеличилось, соответственно, сайгаку меньше достается мест питания, водопоев и так далее. Нужно изучать. Мы предлагали инициировать государственную программу по изучению, разрешению конфликтов. Сейчас надо разобраться, в чем причина. Голословно утверждать не можем, единственное, мы можем сказать, что еще в советское время проводились полномасшабные исследования. Численность сайги была тогда намного было выше, и поголовье скота тоже было очень высокое, и конфликтов в принципе не было. Потому что сайгак — это мигрирующее животное. А что происходит сейчас с животноводством — нам пока неизвестно, — комментирует заведующий лабораторией териологии Института зоологии министерства образования и науки Казахстана Алексей Грачев.
Ученый предупреждает, что разговоры об искусственном регулировании численности одной из популяций преждевременны: сайга сейчас находится на стадии восстановления. Идея использовать отдельные популяции, которые, предположительно, достигли определенной численности, — это палка о двух концах, потому что если использовать одну популяцию, то другие становятся незащищенными, возрастает фактор браконьерства, к тому же есть риски инфекционных заболеваний, способных уничтожить значительную часть поголовья, подчеркивает эксперт.
По официальным данным, в 1991 году, после распада Советского Союза, численность сайгаков в Казахстане достигала 825 тысяч особей. Популяция бетпакдалинской сайги составляла 357 тысяч, устюртской — 232 тысячи, волго-уральской — 236 тысяч голов. В 1995 году в результате массового падежа общее количество сайги снизилось до 212 тысяч голов.
В 2003 году сайга оказалась на грани исчезновения. В стране осталась только 21 тысяча сайгаков, это связали с незаконной охотой — браконьеры добывают сайгу ради рогов, которые используются в восточной народной медицине. Бетпакдалинская популяция в 2003-м составляла 1800 голов, устюртская — 12 800, волго-уральская популяция — 6500 голов.
Благодаря усилиям ученых и властей по сохранению и восстановлению численности сайги, поголовье животных выросло. Но в 2015 году в степях Казахстана зафиксировали массовый падёж.
По данным за 2019 год, в Казахстане насчитывалось 334,4 тысячи сайгаков. Численность сайгаков бетпакдалинской популяции достигла 111 500 голов, устюртской популяции — 5900, волго-уральской популяции — 217 тысяч голов. В связи с пандемией коронавируса учет численности сайги в 2020 году не проводился. В этом году учет осуществляется, он пока не завершен.
Источник: rus.azattyq.org