helix3->PresetParam('_megabg')) ? $this->helix3->PresetParam('_megabg') : '#ffffff'; $megabgtx = ($this->helix3->PresetParam('_megatx')) ? $this->helix3->PresetParam('_megatx') : '#333333'; $preloader_bg = ($this->helix3->getParam('preloader_bg')) ? $this->helix3->getParam('preloader_bg') : '#f5f5f5'; $preloader_tx = ($this->helix3->getParam('preloader_tx')) ? $this->helix3->getParam('preloader_tx') : '#f5f5f5'; // load css, less and js $this->helix3->addCSS('bootstrap.min.css, font-awesome.min.css') // CSS Files ->addJS('bootstrap.min.js, jquery.sticky.js, main.js') // JS Files ->lessInit()->setLessVariables(array( 'preset' => $this->helix3->Preset(), 'bg_color' => $this->helix3->PresetParam('_bg'), 'text_color' => $this->helix3->PresetParam('_text'), 'major_color' => $this->helix3->PresetParam('_major'), 'megabg_color' => $megabgcolor, 'megatx_color' => $megabgtx, 'preloader_bg' => $preloader_bg, 'preloader_tx' => $preloader_tx, )) ->addLess('legacy/bootstrap', 'legacy') ->addLess('master', 'template'); //RTL if ($this->direction == 'rtl') { $this->helix3->addCSS('bootstrap-rtl.min.css') ->addLess('rtl', 'rtl'); } $this->helix3->addLess('presets', 'presets/' . $this->helix3->Preset(), array('class' => 'preset')); //Before Head if ($before_head = $this->helix3->getParam('before_head')) { echo $before_head . "\n"; } ?>
Вторник, 14 января 2020 09:50

КАВКАЗ - МОЯ ПЕРВАЯ ЗАРУБЕЖНАЯ ОХОТА

Для меня это очень волнительная поездка. Первая охота за пределами моей родины – Киргизии, впервые меня будут сопровождать новые незнакомые мне люди, при этом они профессионалы этого дела. Будут оцениваться твои физические способности, выносливость, хладнокровие, умение стрелять, проявление терпения в суровых условиях.

Тянь-Шаньские горы около Бишкека очень сложные, со средними углами в 30-40 градусов, но что ожидает на Кавказе я не знал, в отчетах указано что это одна самых трудных и даже опасных охот в России. Все это волновало меня несколько дней перед вылетом.

Я отношу себя к подготовленным охотникам: не пропускаю сезон охоты у себя, стреляю на стрельбище. Изучал все элементы охоты: баллистику, снаряжение и готовил себя физически. К своей первой зарубежной охоте готовился особо, ведь в течении месяца я снизил свой вес с 87 до 79 кг, дополнительные 8кг на охоте лишними не будут.

Перед выездом я узнал, что на охоту присоединиться Максим Воробьев основатель и руководитель компании ПРО (Профессиональные Русские Охотники), к которой я обратился для организации охоты. Меня это очень обрадовало, для новичка как я, охотящегося впервые за рубежом, такая поддержка нужна.

И вот волнительный день вылета настал, накануне собрал свое снаряжение по своему обычному чек-листу. И ночью выехал на рейс Аэрофлота в Москву. Я минималист и все мое снаряжение с едой уместилось в 85 литровый рюкзак, 60 литровый гермо-мешок и 32 литровый дневной рюкзак. Из неудобств было то, что при переезде между терминалами в Шереметьево нельзя было использовать каталки для перевозки багажа, и пришлось все тащить на себе некоторое время. В следующий раз нужно будет взять сумку с колесиками. Если читатель позволит я буду коротко описывать опыт использования различного снаряжения. Возможно это будет полезно.

В аэропорту встретился с Максимом, знакомство и общение сразу пошло легко, и мы говорили на разные охотничьи темы до самих Минеральных вод куда мы прибыли около 4 часов дня. Погода была пасмурная, и ожидала снегопада который должен был пойти на следующий день. Несколько часов переезда из аэропорта в Карачаево-Черкесию поселок Эльбрусский в компании Максима и представителя нашей принимающей стороны прошли незаметно. Оказалось, я первый киргиз - трофейный охотник в этой местности.

Утром познакомились с двумя нашими проводниками. Пристреляв ружье и подтвердив на дистанции в 600 метров, мы выдвинулись в ущелье. К обеду начали 3-х километровый подъем с высоты 1600 метров к месту нашего базового лагеря, на высоте 2200 метров и который мы сделали за пару часов. Шли через лесистую местность вдоль горной речки. Наслаждались красивыми видами здешней природы, которая очень напоминала горы и леса Иссык-Аты.

В целом эту охоту можно назвать backpack hunting (охота с рюкзаком) с пометкой что базовый лагерь не менялся. Вечером разбили лагерь. Установили палатки. Чтобы не рисковать попасть на соседа, который храпит, я люблю спать один.

Тут же на склоне увидели группу туров, очень интересные животные которых я увидел впервые. Ну а вечером начался снег...

В эту поездку я решил поэкспериментировать по рекомендации Джейсона Хейрстоуна основателя компании Kuiu. Взять с собой более легкий пуховой спальник для нуля градусов в 660 грамм вместо более тяжелого также пухового, но для -30 градусов в 1500гр. Но спать одетым в средний слой пуховой одежды при температуре -8С. Эксперимент для меня прошел почти приемлемо, но все-таки в следующую охоту буду брать соответствующий более тяжелый спальник.

Проснувшись утром вышел из палатки и обнаружил как изменилась природа вокруг: все было в снегу. За ночь прилично навалило и снег продолжал идти. Проводники сообщили что можно продолжать отдыхать, т.к. как выход в такой снегопад не имеет смысла.

Здесь в рамках рекомендации: если не менять ежедневно базовый лагерь, то стоит взять двухместную более просторную палатку, да тяжелее, но более комфортно, чем в тесноватой одноместной.

Я наслаждался общением с проводниками и Максимом, это первая встреча с людьми, которые разделяют с тобой любовь к охоте и природе. Горная охота это не просто хобби, это становится стилем жизни. Я хожу по лестнице вместо лифта, слежу за диетой и весом, ведь на похудевшие 8кг я «бесплатно» могу нести в горах ружье и даже бинокль. Даже привычное постоянное слежение за скоростью ветра оттачивает навыки оценки. Конечно не стоит упоминать о вредных привычках, которые в суровых горах обойдутся очень дорого.

Когда представлялась возможность между туманами, мы наблюдали группу туров на противоположном склоне. Туры намного крупнее привычных для меня козерогов при этом рога короче. Поэтому видишь крупное тело и сливающиеся с ними рога. Козерога более легче увидеть в горах из-за выступающих рогов.

Среди этой группы выделялся один достаточно крупный самец и мы решили сделать подход к нему чтобы разглядеть поближе. Из-за крутых скал мы смогли снизить дистанцию лишь до 900 метров, рога были оценены проводником и Максимом не плохими. На такой дистанции не решились стрелять, тем более с туманами, которые как волны накрывали туров и отпускали.

На следующий день снег прекратился, но был туман. Мы вышли из лагеря и начали поход выше по речке. Было очень красиво: лес покрытый снегом и туман создавал невероятно захватывающие виды.

3ibk1ujrslgwdh42djz75q 57a278bf6ac320e1d8332541b1a1e861

Пройдя всего полтора километра, мы увидели группу самцов на немного скрытой балке правее от нас. Начали подход к ним. Туман продолжал играть. Среди группы из приблизительно 15ти туров мы увидели крупного, темного самца, которого решили брать. Здесь выявился один из немногочисленных минусов моей любимой оптики Swarovski dS5 при работе в тумане. Не простреливалась дистанция, чтобы рассчитать баллистику. Барабанов чтобы сделать это вручную можно сказать нет. Напряженные моменты выбора позиции среди бурно растущего рододендрона были очень непривычны для меня: ведь дома я обычно охочусь на каменистой местности без особой растительности. Выбор правильной, удобной позиции один критически важных навыков для горных охотников, который вырабатывается опытом.

Играющий туман, не простреливающая оптика, выбор позиции, - все это создавало напряжение для меня и моих проводников. Они повторяли все время про необходимость выстрела, - т.к. животные двигались и могли исчезнуть за скалами.

В самый последний момент, когда выбранный тур начал скрываться за камнем, удалось определить дистанцию, которая составляла 470м. Оптика показали новое перекрестье. Я уже не видел головы тура и одну третью его тела, но произвел выстрел. Группа рванула вправо. Первое время было непонятно, попал ли. Вдруг проводники сказали, что попал, хотя самец даже начал обгонять всю группу. Когда он на мгновение остановился, я произвел второй выстрел, целясь в область лопатки. Туры - очень крупные животные и он некоторое время доходил, прежде чем упасть и скатиться к ручью в глубине ущелья.

Я был благодарен Всевышнему за Его милость! Добыт мой первый трофей за пределами родины. Им оказался 12 летний самец с рогами 77см и очень большой базой.

Проводники удивились, осматривая рога, что им оказался Кубанский тур, а не средне-кавказский. Кончики рогов загибались вниз как у козерога, а не вдоль тела. Также борода росла с подбородка, а не по бокам. В целом это не удивительно - ведь мы находились на приграничной территории двух подвидов.

Западно кавказский тур или кубанский тур обитает в западной части Кавказских гор в относительно маленьком ареале чуть менее 5000 кв километров. Кубанский тур назван в честь реки Кубань в Карачаево-Черкесии которая берет свое начало около пика Эльбрус.

Что меня очень удивило первый выстрел попал в заднюю часть туловища. То есть пулю отклонило вправо достаточно сильно для 300го калибра и дистанции в 470 метров. Также и вторая пуля попала чуть правее лопатки в живот. Я не очень понимал природу отклонения пули и сомнения начали терзать меня что пристрелка расстроилась. Позже мы вспомнили, что в первый день, когда наблюдали за турами в тумане на крутом склоне, ружье завалилось и упало оптикой на камень. Проведя еще раз пристрелку ружья, мы узнали, что сбили прицел. И он стрелял аж на 5см вправо на 100 метров. Удивительно, что вообще попал в цель.

Сделав фотосессию и разделав тушу, мы начали спуск и возврат на базу. Я был в целом очень доволен охотой.

Вечером в лагере развели костер, чтобы просушить обувь и одежду. Проводник с очень умелыми руками сделал шампуры из дерева и приготовил вкуснейший шашлык из нашего добытого тура. Здесь один из ребят рассказал, что американские охотники строго на строго запретили солить мясо при его мариновании. Это они делают только на окончательном этапе жарки мяса, чтобы мясо не высушилось. Шашлык приготовленный на природе был вкусным.

На следующий день мы опять вышли в поход, теперь уже более длительный. В этот день мы прошли 12,6 километров с высоты 2200 до 2900 метров над уровнем моря. Хочу отметить, что тренировки и мои походы в Киргизии не прошли даром, и я очень хорошо шел шаг в шаг с проводниками, неся ружье и дневной рюкзак весом около 8кг. Я был несколько удивлен легким для меня походом, но здесь сказывалось, что на родине я хожу на высотах между 3000 и 4000 метров над уровнем моря с углами 30-40 градусов. Здесь, хотя горы такие же отвесные, все-таки высоты ниже на 1000 метров. А значит насыщенность кислорода выше, что делает подъем более легким.

При переходе некоторых отвесных балок использовал альпинистские кошки. У меня очень легкая модель весом всего 420грамм. Кошки must have (должны быть) для горных охот в октябре-ноябре месяце, что мы еще раз подтвердили несколько дней позже.

В целом мы видели много туров - на каждой горе по несколько групп. В виду обилия животных сложно было организовать хороший подход, т.к. самки начинали сигнализировать об опасности и животные уходили. В этом походе активно использовали трубу для определения трофейных качеств. Это тоже must have для трофейных охот. И я получил первый опыт активного использования трубы вкупе с адаптером для мобильного телефона. Что позволило оперативно снимать видео и фотоматериалы и с дополнительным увеличением оценивать рога на телефоне.

К вечеру мы спустились к базовому лагерю. Немного передохнув, решили сразу спуститься в село, чтобы на следующий день переехать в другое ущелье, - для поиска среднекавказского тура.

Я получил огромное удовольствие от этой охоты. Было сложно температура -80 С ночью, сильный снег, туманы. Скажем: полный спектр погодных сложностей придали этой охоте особый вызов, как испытанию. Конечно особенно запомнятся ночевки в палатке со спальником.

День пятый.

Выспавшись в уютном доме после охоты на Кубанского тура, утречком выехали из села. Еще раз пристреляли винтовку, т.к. если помните предыдущие выстрелы серьезно отклонялись правее. Каково же было удивление и чувство удовлетворения, что интуиция не подвела, группа «пуля в пулю» из двух выстрелов отклонилась правее на пять сантиметров на 100 метрах, а это почти две угловые минуты!

Выдвинулись далее в новое ущелье уже ближе к самой высокой вершине Европы и России - Эльбрус (5642м). Считается районом обитания средне-кавказского тура, который является гибридом между двумя видами: западно-кавказским кубанским и восточно-кавказским дагестанским.

На этот раз к лагерю можно было доехать на машине, и мы ехали как на батуте по ухабистой дороге почти на новом УАЗе Хантере. Меня несколько развеселило, что новый продукт автопрома до сих пор имеет три ключа: зажигания, дверей и багажника. И у проводников это занимало некоторое время: правильно подобрать ключ для открытия багажника, к примеру.

Почти у окончания лесной зоны на высоте 2100м был небольшой лесничий домик из кругляка, где мы с Максимом и разместились, а наши проводники в палатке рядом. На ужин приготовили незамысловатое блюдо макароны по-флотски, но хочу сказать, что было невероятно вкусно и я уплетал порция за порцией. Проводник поделился одним секретом готовки: он использовал белорусскую тушенку.

На следующий день вышли в четыре часа утра. Взяв темп, шли по ущелью вдоль горной реки в темноте. После рассвета начали крутой подъем на правый склон. После взятия склона поняли, что подъём еще не завершился и мы всего лишь подошли к подножью другой каменной гряды, усыпанной небольшими камнями, среди которых были и «живые». Это усложняло подъём, но что поделать охотничий инстинкт хороший мотиватор. Мы взяли и этот склон поднявшись на самую вершину на 3300 метров. 1200 вертикальных метров за сутки мой новый личный рекорд подъема. Кроме трофея, которого не на всякой охоте добываешь, горные охоты дают еще один вид удовлетворения - это преодоление себя для достижения новых результатов и собственных рекордов.

На дальней точке перпендикулярного хребта проводник увидел отличного тура, который отдыхал на солнечной стороне почти у вершины. Обсуждая подход к нему, решили, что лучше ждать, другие туры и особенно самки, которые находились между нами могли спугнуть нашу цель. Возможно, что отдохнув, туры начнут подходить к нам или хотя бы перевалят на другую сторону склона. Прождали несколько часов, наблюдая за ними в трубу. На самой вершине они чувствовали себя в безопасности. Ожидание напрягало...

В какой-то момент самки начали переваливать на другой склон, и самцы не спешно последовали за ними. Мы быстро собрались и пошли за ними. Пройдя метров 700 по хребту мы начали спуск раньше, чем то место где спустились они. Спускались по кулуару к одному из плеч. Уклон кулуара был очень сильный в 40-45 градусов с глубоким снегом в один метр. Преодолев его, мы залегли на плече изучая склон. Гора была исполосована глубокими кулуарами и острыми ребрами. Но туров не было… Я нервничал, предлагал разные варианты продолжения подхода. Но Максим и наш проводник не приняли мои доводы и сказали, что нужно ждать снова. Здесь они были правы, это я привык всегда что-то делать, а часто нужно и полезно ничего не делать)

Хочу отметить профессионализм Максима и проводников, которые уже второй раз рекомендовали ждать, останавливая подход. Я бывал на других охотах, где проводники часто идут напролом и конечно, отпугивая животных. Вдруг мы увидели одного самца, но это был не тот. Через некоторое время как первый самец перевалил на другую сторону горы появился и наш тур.

Дул шквальный ветер: Кестрел показал 10 метров в секунду с порывами. Дистанция до тура 570 метров! До этого я стрелял 470м и это была новой дистанцией выстрела для меня. Сложные условия... я сменил позицию, чтобы найти более комфортное положение. Ждал... ведя перекрестье за туром, который медленно поднимался к вершине. Я ждал момента, когда стихнет ветер, уверен напряжение у Максима и проводника было на пределе, ведь мы проделали такой путь забравшись на эту высоту и вот он тур, но условия были тяжелыми. На этот раз они молчали, не напрягая призывами к выстрелу. У меня же напряжение как сняло рукой и пришло какое-то абсолютное спокойствие и хладнокровие. Пока вел его в прицел, в мозгу последовательно анализировались факторы стрельбы: ветер, техника спуска курка, давление ложа на мое плечо, дыхание. Периодически левая рука нажимала кнопку на оптике для определения новой дистанции для расчета правильной баллистики. С момента как я вел тура прошло аж 4 минуты, столько времени потребовалось, чтобы ветер стих до 3-5 метров в секунду. Мой охотничий момент истины наступил... я медленно начал сжимать курок... выстрел.

Автоматом перезарядился. В оптику видел, как передернуло тура, и он пробежал метров десять к вершине, но не смог продолжить и развернулся резко вниз. Проводник  сказал: "попал, попал отправь второй, когда остановится" через метров тридцать тур остановился и я произвел второй выстрел в лопатку. Тур подскочил вверх и тут же бросился бежать вниз, но уже через метров 50 упал.

Все смотрели в свои оптические приборы, короткое мгновение молчания пока мы все осознавали, что произошло или пока эндорфины, не взорвали наш мозг... а дальше радость, эйфория всей команды от отличной и крайне сложной охоты. Чувство глубокого удовлетворения не покинет меня еще долгое время, точно могу сказать, что трудовые охоты дают особое чувство счастья.

С огромным чувством благодарности Всевышнему я сделал земной поклон. Я верю, что именно Его предопределением животные подходят и встают в удобную позицию и складываются все другие факторы для удачной охоты или наоборот и охота завершается без результата.

Обсудили как все у нас прошло. Ребята подшутили, что с выдержкой у меня явно все в порядке. Решили поторопиться, через час уже закат. Нам предстояло опять подняться по кулуару на гребень и попробовать обойти башню над нами. Напрямую к туру мы не смогли подойти, на плече на котором мы находились был резкий обрыв. При подъеме в кулуаре пригодилась треккинговая палка, совмещенная с ледорубом. При таком угле я цеплялся ледорубом за скалы, - что помогало держать равновесие и дополнительно использовать силу руки. Ледоруб также поможет вам при прохождении ледников или склонов с крепким снегом, где есть риск сорваться.

Перевалив за гребень, снова спуск по кулуару и балкону на другую сторону склона. Здесь, спустившись к подножью этой башни мы поняли, что не сможем пройти дальше для выхода на седловину за этой башней. Как в передаче "Что, где, когда" высказывали разные идеи, но в итоге с учетом вечернего времени решили, что наиболее безопасно вернуться той же тропой к базовому лагерю и на следующий день подняться к туру по той же балке, в которой он залег.

Часто я ловлю себя на мысли, что не хочу проигрывать взятую высоту и что хотел бы остаться там же, разбив флай кэмп, чем спускаться на базу и снова подниматься на следующий день. Но для этого нужно с собой брать бивак: мини палатку, спальник, также еду и запас воды если нет снега. Всего этого у нас не было. С другой стороны, это дополнительно около четырех килограмм веса на человека, которые нужно брать на такой случай.

Мы начали спуск к базовому лагерю в приподнятом настроение, ведь результат уже есть, и вроде оставалось лишь добраться до тура с другой стороны горы. По дороге наконец-то мы полюбовались Эльбрусом, который особо выделялся в этом горном массиве. Был шквальный ветер, такой, что мы просто не слышали друг друга, т.к. ветер тут же уносил наши звуки. Суровость заснеженных гор при закате солнца давала неописуемую красоту. И мы спускались окруженные красотой, поглощенные в свои мысли. Я шел с огромным чувством удовлетворения, я доказал сам себе, что могу преодолеть эти испытания - это закаляет дух мужчины.

На половине спуска уже пришлось включить налобные фонари, при спусках у меня часто начинают ныть колени, и чтобы избежать этого я ношу ортопедические наколенники. Также я применил новую тактику спуска с подпрыжкой, оказалась очень эффективно и в плане скорости, и в плане снижения давления веса на колено. Ведь тело еще не успевает полностью опереться на одну ногу, как ты уже ставишь другую ногу.

Хочу отметить, что на кавказских охотах впервые использовал 30-литровый легкий дневной рюкзак с функцией крепления ружья, весь этот вес уходил в тазобедренную часть и малая часть на плечи, что оказалось крайне удобным. Также можно складывать лишние слои одежды при подъеме и наоборот утепляться на засидках. Нести запас еды и утвари. Кстати, очень важно всегда брать с собой средний пуховой слой одежды (down insulation) как верх, так и низ, это жизненно важно если придется по каким-то экстренным причинам остаться на горе на ночь и в холод.

В тот день мы в итоге прошли 17,5 километров, взяли 1200 вертикальных метров. Весь поход туда-обратно занял более 17 часов. А количество эмоций нельзя описать цифрами, но оно точно зашкаливало, даже в сравнении с моими другими охотами.

Мы вернулись в лагерь, но хорошие эмоции не давали взять верх усталости. Мы все долго обсуждали прошедший день и другие охотничье дни. Я был очень благодарен Максиму и проводникам, вообще у них работа дарить чувство счастья, редко встречаются такие профессии в жизнедеятельности человека. Я понял, что важно ездить в такие поездки с аутфиттером, который имеет опыт оценки трофейных качеств животного, правильного подхода. Это не относится к нашим проводникам в этой поездке, но часто из-за наплыва охотников в ограниченный сезон, задача проводников бывает быстрее завершить охоту. Что я и доказал в своей другой охоте без аутфиттера, когда добыл не самый лучший трофей из возможных.

В случае Максима это еще постоянный смех от шуток и обсуждения охот, этики, и других факторов нашего хобби. И к тому же он очень классный видеооператор с навыками охотника, ведь важно правильно подкрасться к животному. Успеть правильно поставить камеру и на животное и на охотника чтобы эффектно заснять выстрел и попадание, не говоря уже о съемке природы с дрона.

Мне повезло с проводниками: у нас не только религиозные и исторические тюркские корни, но и общая любовь к охоте и природе. Они очень постарались найти мне хорошего трофейного тура, завели туда куда никогда и не ходят ввиду сложности, но со знанием, что старые трофейные самцы всегда в тяжелых и безопасных местах.

Конечно, охота еще не завершилась, как мне казалось. Совершена простительная ошибка: доболтались до поздней ночи, что не позволило хорошо выспаться ведь завтра предстоял тяжелый день поиска и спуска нашего тура. По моей просьбе снова ели макароны по-флотски, понравились что еще сказать!

На следующий день снова в путь ранним утром. Один из проводников остался у реки, чтобы ориентировать нас в скалах наблюдая в подзорную трубу. Второй проводник, Максим и я начали крутой подъем. Недосып очень плохо отражается на выносливости, мой подъем был намного хуже, чем вчера и на одной трети я уже не мог не остановиться и не поспать. Передав, свои кошки проводнику я остался. Они вдвоем продолжили путь. Немного подремав, я начал искать их в бинокль и увидел, что они метров 200 от меня у подножия более отвесной балки и Максим уже возвращался в мою сторону, а второй проводник продолжал подъем. Когда Максим вернулся, он рассказал, что без кошек там делать нечего: замершие ручья и затвердевший снег с таким уклоном делали подъем очень опасным. Когда проводник уже спустился он сказал, что кошки были критически важным элементом успешного подъема и спуска, и пожалел о решении отказаться от предложенного ледоруба.

В общем героическими усилиями нашего проводника тур был спущен уже к вечеру. При этом большей части туши к большому сожалению спустить не удалось. Я подарил кошки нашему проводнику, это снаряжение может спасти жизнь когда-нибудь.

Мы сразу оценили трофейные качества. Это был средне-кавказский тур с рогами в 82 сантиметра в возрасте 13 лет. Красивые рога, с хорошей базой, я был счастлив. Сделав фотосессию, мы начали возвращаться на базу. Уже при спуске грусть начала подкрадываться ко мне, ведь охота завершилась, и я буду возвращаться к суете сует. Человек очень контрастное существо: с одной стороны, грусть завершения и не желание возвращаться к рутине жизни, а с другой стороны я уже начал скучать по семье, моим сладким детям.

Вернувшись, мы поужинали и собрав вещи начали спускаться. Мы покидали незабываемые кавказские горы и поселок Эльбрусский уже по дороге в Минеральные воды.

Хочу завершить свой рассказ стихом, который я составил из текста одной из книг горного охотника:

Я начал путь свой по земному шару среди гор

и не представлял места, которые увижу

и людей которых встречу

и животных которых даст Аллах мне добыть!

484f38c7 e9fc 433c a6bb 73d8a9617b1f e2c6433b487a7e54a4835e0137d9abb1

Источник: kgo-club.ru

Прочитано 3991 раз
Оцените материал
(1 Голосовать)

footerlogo

«Информационно-развлекательный интернет-ресурс об охоте, рыбалке и активном туризме».
© 2024 Сайт Кансонар. Все права защищены.