Из недавних полицейских сводок: на территории государственного заповедника в Талгарском районе браконьер застрелил косулю. Нарушитель задержан, но он успел разделать животное на несколько частей. Документов на хранение и использование огнестрельного оружия у 43-летнего жителя Алматы не оказалось. Начато досудебное расследование по статье 337 УК РК «Незаконная охота», мужчине грозит ограничение либо лишение свободы на срок от 3 до 6 лет, либо штраф до 6 000 МРП (свыше 16,5 млн тенге) с конфискацией имущества.
В эти же дни в Уйгурском районе сотрудники природоохранной полиции и Комитета лесного хозяйства и животного мира Министерства экологии, геологии и природных ресурсов конфисковали 88 кг рыбы (белого амура и сазана), добытой преступным путем. Машину, на которой передвигались нелегальные промысловики, водворили на спецстоянку, изъяли также резиновую лодку, рыболовные приспособления. Заведено уголовное дело.
К сожалению, факты незаконной охоты и добычи рыбных ресурсов регистрируются каждую неделю. Как отметил на днях вице-министр экологии, геологии и природных ресурсов РК Ерлан Нысанбаев, несмотря на ужесточение уголовной ответственности, случаи браконьерства не прекращаются.
Так, в целях пресечения деятельности организованных преступных групп в феврале текущего года совместным приказом МЭГПР, МВД и КНБ были утверждены планы проведения природоохранной акции «Сайгак». За первое полугодие выявлено 39 фактов браконьерства, изъято свыше 1 500 рогов и 513 туш сайгаков! Нелегалы-охотники нанесли огромный урон природе и животному миру республики.
– Браконьерство изжить нелегко, потому как цена за килограмм рогов сайги на «черном рынке» достигает 8 тысяч долларов, – пояснил руководитель алматинского регионального филиала РГКП ПО «Охотзоопром» Ролан Тлевлесов. – Этот товар нелегально вывозится в Китай, где из него делают ценное лекарство. Судите сами: в среднем наши сельчане зарабатывают в месяц около 100 тысяч тенге. У них есть большой соблазн пойти пострелять сайгаков и выручить за день-два охоты в десятки раз больше своего месячного дохода. Бывает, мы за один раз изымаем до 70 килограммов сайгачьих рогов.
По словам эксперта, необходимо ужесточить наказание за браконьерство, а также разрешить инспекторам «Охотзоопрома» проводить не только осмотр, но и досмотр подозрительных машин. Помимо прочего, автомобили вероятных нарушителей нельзя останавливать на автотрассах республиканского значения (только на проселочных дорогах), чем они и пользуются.
– Тем не менее с каждым разом мы задерживаем все больше браконьеров, – сообщил Ролан Тлевлесов. – С начала года нами заведено 7 уголовных и 23 административных дела по фактам браконьерства в Алматинской области. Изымаем у преступников автомобили, лодки, оружие. Но очень часто протоколы за ведение нелегальной охоты не доходят до суда либо злоумышленники отделываются штрафами в 200–300 тысяч тенге. Увы, такие мягкие наказания не останавливают бандитов, и они продолжают посягать на краснокнижных животных. Много жалоб поступает к нам и на «электроудочников» – браконьеров, бьющих рыбу электрическими преобразователями.
В беседе с нами специалист высказал интересную мысль: он считает необходимым поменять приоритеты в сфере охраны животного и растительного мира. Наряду с ужесточением природоохранного законодательства, говорит Ролан Тлевлесов, надо сделать акцент на профилактике и разъяснительной работе в школах, говорить молодежи о том, насколько важно беречь природу. Мы должны сохранить краснокнижных барсов, сайгаков, джейранов, архаров, косуль, ведь их осталось совсем мало.
Охота в Казахстане должна стать культурной, цивилизованной деятельностью, как в странах Запада, где все лицензировано, строго по правилам. Для европейцев и американцев охота – это радость общения с природой, возможность ощутить ее красоту, удалиться от городской суеты.
Не количество добытых трофеев, а забота о сохранности флоры и фауны – вот что должно стать главной задачей для местных любителей охоты и рыбалки. И тогда будут сведены к минимуму показатели по количеству уголовных и административных дел, заведенных в отношении нарушителей.
По мнению инспектора, надо развивать интерохоту, или охотничий туризм, наподобие того, как это делают в соседних Кыргызстане и Таджикистане. Каждый год сотни иностранцев приезжают на Памир поохотиться на горных баранов, платят за это немалые деньги в местную казну. Главное, что охота не наносит ущерб популяции архаров, поскольку отстреливают старых самцов, не участвующих в воспроизводстве вида. А созданные в рамках проекта охотничьи фирмы занимаются охраной не только редких животных, но и заповедных территорий. Созданы сотни рабочих мест, построены гостиницы, инфраструктура.
Точно так же можно сделать и у нас, совместив туристические маршруты на охоту и рыбалку с одновременным посещением живописных предгорий Заилийского Алатау, Чарынского каньона, Кольсайских озер, Ясеневой рощи, Тургеньского водопада и множества других замечательных мест.
АВТОР: Асет Калымов, Алматинская область
Источник: kazpravda.kz