– Что подтолкнуло вас этим заняться?
– Наверное, интерес к этому искусству передался мне по наследству от отца, который всю жизнь посвятил беркутам. Отец жил и работал в Актюбинской области, потом в 1989 году переехал в Алматы, приобрел беркута и начал заниматься охотой. Моё детство прошло в Алматы, дома я с удовольствием помогал вскармливать беркута и ухаживать за ним. Когда повзрослел, отец начал брать меня с собой на охоту в качестве загонщика. Так и пошло.
– С вашим степным орлом вы много раз побеждали в охотничьих турнирах. Откуда он у вас и как можно приручить дикого беркута?
– Я поймал Нарына 4 года назад, ему тогда было два года.
Существует два способа приручить орла. Первый способ называется «қолбала» – это когда из орлиного гнезда забирается еще не расправивший крылья птенец. Он привыкает к хозяину уже через три дня вскармливания.
Второй способ – это выловить орла, который вырос в дикой природе. Он, конечно, более сложный. Нарына я поймал с помощью сетки. Для этого расстилается сеть, закреплённая в четырех местах, и посередине оставляется приманка, например, заяц или лиса. А сам следишь за этим местом издалека сидя на лошади. После того как беркут насытился приманкой, он начинает расчесывать клювом крылья. В этот момент надо погнаться за ним с двух сторон, то есть нужен напарник. Насытившийся беркут может пролететь на не очень большой высоте метров 500, приземляется, потом ещё метров 300, а дальше всё – он устал, и остаётся поймать его, бросив сетку.
ПОЛЁТЫ С КРЫШИ ДОМА
– Как проходят дрессировки?
– Орлёнка, взятого из гнезда, достаточно прикормить. Ведь он не боится человека, воспринимает его в качестве кормильца. Но вначале он не знает, как летать и на что он способен. Сначала его надо собственноручно сбрасывать с высоты метра два, потом увеличивать высоту, например, «спускать» с крыши дома. После этого приходит время обучать его охоте. Для этого нужно сделать из лисьей шкуры чучело-приманку и прикрепить её на верёвке к хвосту лошади – начинающий «ученик» так привыкает преследовать движущуюся цель. Затем наступает очередь живой лисы. На первом этапе завязываем ей три лапы и морду (чтобы не поранила беркута) и отпускаем метров на 100. Как только он поймает «стреноженную» лису, нужно дать ему попировать, и в следующий раз можно уже выходить на настоящую охоту.
А для того чтобы покорить пойманного степного орла, нужно после того, как он пойман, не давать ему спать. Привязываешь его к качелям, и как только он начинает засыпать – раскачиваешь качели. После двух-трёх бессонных ночей беркут смиряется и становится послушным настолько, что его уже можно кормить с руки.
– Чем кормите?
– Беркут питается сырым мясом лисы или лошади. Перед выездом на охоту нарезаем сырое мясо и промываем в теплой воде до тех пор, пока кровь не сойдет – потому что даже если беркут насытился, он всё равно будет нуждаться в крови и искать её.
Один орел за год съедает в общей сложности примерно лошадь. Мясо надо хранить в морозильной камере и ни в коем случае не солить. Некоторые беркутоводы-любители говорили мне, что давали мясо из холодильника, но птица через два дня умерла. Когда спросил, было ли мясо солёным – сказали что да. Но желудок орла не переносит соленую пищу.
УПРЯМЦЫ И СКРОМНИКИ
– На соревнованиях мы видим, что орёл прилетает и садится на руку хозяину, даже если тот на километровом расстоянии. Как удаётся этого добиться?
– Характер у них бывает разный: некоторые послушные, а другие проявляют упрямство, и приходится с ними возиться год, а то и два. Мой Нарын садился мне на руку уже после двух недель тренировок – оказался от природы послушным.
– Часто выходите на охоту? На кого охотитесь? На волка пробовали?
– На охоту выезжаю через день. Во-первых, это тренировка для беркута, а во-вторых, он сам себя кормит. А для меня это отдых. В основном ловим джейранов, косуль, зайцев, лис и диких кошек. На волка мы не выходили, и никто из моих знакомых беркутчи, а их у меня очень много, в диких условиях этого не делал. Причина проста: орел, как и человек, предпочитает относительно лёгкую добычу, а волк по-настоящему опасен.
– Расскажите ещё о себе. Насколько я знаю, начинали вы с занятий единоборствами.
– Окончил спортивную школу в Алматы. После демобилизации из армии в 2004 году работал тренером по борьбе самбо в Атырау. А затем пришел работать беркутчи в Национальный спортивный клуб, который открыл Онербек Жанбала. Сейчас работаю там же. Для удобства орлов живу с братом в Алматы – там в области природа больше располагает к охоте с ловчими птицами.
– А в нашем регионе?
– Нет, климат неблагоприятный. Вот в Турции скоро пройдет Международный фестиваль кочевников, по Казахстану готовятся 7 беркутчи, я тоже поеду – представлять Атырау. А готовиться к таким престижным соревнованиям в Атырауской области не с руки. Во-первых, здесь ветер сильный, снега нет. В ветреный день орла не выпустишь. Во-вторых, нет гор, а все серьёзные турниры проходят в горной местности.
ПРИХОДИТ ВРЕМЯ ОТПУСТИТЬ СТАРИКА
– У вас ведь не только Нарын. Кто ещё?
– Вначале я рассказывал о Нарыне, которому сейчас 6 лет. А есть ещё у меня Большой Нарын – это ветеран, он уже не участвует в турнирах, но на «простую» охоту до сих пор с ним выходим.
Когда я его поймал, ему было уже 8 лет, а сейчас – все 20. В этом году в феврале выпущу его на волю. Дело в том, что в «стариковском» возрасте орлы начинают проявлять характер, плохо слушаются, отказываются делать то, что раньше делали каждый день. Тогда лучше его не мучить и просто отпустить. Все беркутчи так делают.
Есть у меня и ещё два беркута – Акедиль и Каспий. Но эти ещё в самом расцвете.
– Вы как-то используете шкуры пойманных лис и зайцев?
– Конечно. Мой брат занимается дублением кожи, мама шьет из неё малахаи. Папа не любит, чтобы что-то пропадало зря. Если при ловле лисы собаки повредили ей шкуру, то огорчается – мол, напрасной была эта охота.
– В какие страны вы ездили на турниры со своими орлами?
– Нарын – 12-кратный чемпион Казахстана, с ним мы стали призёрами турниров в Монголии, Кыргызстане и Саудовской Аравии. За границу выехать непросто, потому что орел занесен в «Красную книгу», и для выезда нужно выполнить множество формальностей.
– Что бы вы посоветовали тем, кто хочет стать беркутчи?
– Нужно выбрать одного опытного беркутчи в качестве наставника и как минимум три года участвовать вместе с ним в дрессировке и охоте. Только после этого ваш наставник сможет поручиться за вас председателю жюри турнира, что вы можете содержать беркута. На сегодняшний день по согласованию с национальной спортивной федерацией можно взять из гнезда одного орлёнка, поставить чип и заняться им. А если вы самостоятельно выловите в степи взрослого беркута и будете содержать его дома, то защитники животных могут инициировать большой штраф, и питомца у вас отберут.
Нурбейбит НУГМАНОВ
Фото из архива Армана КОШКАРОВА
Источник: azh.kz