Для тех, кто вкурсе Напомним, проект закона инициировали депутаты Парламента в целях реализации поручения Главы государства, задача которого – установление правовых, организационных и экономических основ осуществления деятельности в области сохранения и воспроизводства казахских пород собак тазы и тобет. 18 октября выделение на эти цели 1,4 миллиарда тенге поддержали на заседании республиканской бюджетной комиссии. – Сегодня существует тенденция не просто ухудшения генофонда, но и угроза полного исчезновения казахских пород во многих регионах страны. Основными причинами неблагополучной ситуации – отсутствие научных исследований по оценке состояния генофонда этих собак, составления их генетического профиля, отсутствие государственной поддержки, – говорил ранее депутат Мажилиса Амерхан Рахимжанов. 3 января Президент РК подписал закон «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Республики Казахстан по вопросам сохранения и воспроизводства казахских пород собак». В систему обеспечения войдут: уполномоченный орган, включая его ведомство с территориальными подразделениями; иные государственные органы, работающие на сохранение и воспроизводство казахских пород собак; национальный центр казахских пород собак; физические и юридические лица, занимающиеся разведением собак казахских пород.
В компетенцию нового национального центра, которому отведена важная роль, войдут вопросы ведения единой родословной книги, разработки стандартов пород. Кроме того, законопроект определяет понятия кинологической деятельности, свидетельства о происхождении собаки казахской породы, единой родословной книги, стандарта казахских пород собак и национальной охоты. Государственная поддержка предусматривает финансирование деятельности для сохранения и воспроизводства казахских пород собак, в том числе национального центра. Общественные объединения получат государственный социальный заказ на продвижение этой деятельности. Статьями законопроекта предусмотрены разработка и утверждение стандартов, на их основании казахские породы собак будут признаны мировым кинологическим сообществом и смогут официально участвовать в международных выставках. Речь идёт о международной кинологической федерации FCI.
– Самое главное – это закрепление Казахстана в статусе страны происхождения и родины тазы и тобет, – подчеркнула депутат Сената Ольга Булавкина.
По пальцам можно перечесть
Как сообщает сайт energyprom.kz, ссылаясь на данные доктора биологических наук Аркадия Слудского, в конце 30-х годов прошлого века в стране насчитывалось порядка семи тысяч собак, имеющих породные признаки казахской тазы. Сегодня в Казахстане всего 100-150 собак этой породы. Отечественные ученые и кинологи не первый год бьют тревогу. Но сейчас, говорят они, ситуация достигла критической точки. Точного учёта не ведёт ни одно министерство и ни одно официальное государственное ведомство вРК. Свою статистику представил Мурат Кабылбеков. Каждый год ассоциация общественных объединений охотников «Кансонар» во всех своих филиалах проводит племенные смотры, выставки, курсинги (соревнования для собак охотничьих пород – прим. авт.) тазы.
– Всего в Казахстане РА «Кансонар» зарегистрировано более 400 тазы, из них 38 обитают в Павлодарской области, часть собак не отвечает предъявляемым FCI требованиям. Тобетов зарегистрировано две особи. Если проехать по сельской местности, то можно увидеть вольно гуляющих собак, похожих на тазы, но многие из них – не чистопородные тазы и не представляют ценности для отбора, – с сожалением приводит печальную статистику Мурат Кизатович.
Основные заводчики тазы – энтузиасты, благодаря им и сохранилась популяция этих уникальных собак. В Павлодарской области это питомник «Алтын Мирас» Ержана Темирханова, жители Баянаульского района Орал Сартаев, Максутбек Копжасаров, Бекболат Искаков из Аксу. В советское время большой вклад в возрождение уникальной породы внесли Уахап Сыздыков и Толеген Иманалиев.
Правда, заводчикам-энтузиастам до сих пор не удаётся увеличить количество чистокровных тазы и тобет. Не хватает государственной поддержки.
Своими силами
Со дня создания республиканской ассоциации общественных объединений охотников и субъектов охотничьего хозяйства «Кансонар» их сотрудники свою основную деятельность посвящают сохранению и увеличению поголовья тазы и тобет. Процесс сложный, признаётся Мурат Кабылбеков, ведь главная цель – международное признание тазы как истинно казахской породы, то есть зарегистрировать её в международной кинологической федерации, объединяющей собаководов более 95 стран.
– Для реализации этих задач в каждом регионе Казахстана открыты представительства РА «Кансонар», которые ведут учёт и выдают удостоверения установленного образца с фото на каждую собаку, регистрируют помёты и выдают свидетельства о их происхождении, проводятся зоотехнические мероприятия – выставки, смотры, полевые испытания и состязания, – рассказывает наш собеседник. – Внесение новой породы в перечень признанных международной кинологической федерацией пород – это длительный и трудоёмкий процесс. Для того чтобы установить, что новая порода – не вариация уже существующей или не метис нескольких признанных пород, требуются доказательства.
Международная кинологическая федерация собирает комиссию, рассматривающую предоставленные заявляющим новую породу Кеннел-клубом данные о происхождении, истории формирования, первоначальном назначении и современномсостоянии породы. По их условиямдолжны быть представлены 1000 единиц собак, не имеющих помеси с другими похожими породами. Это определяется путём забора крови и генетического исследования на чистоту до четвёртого поколения. Ассоциацией уже отобраны 200 образцов биологического материала и совместно с институтом генетики создан банк данных. Такая же работа будет проводиться по собакам породы тобет.
Нельзя забывать и про то, что в Казахстане есть разновидности тазы, которые отличаются друг от друга как внешне, так и рабочими качествами. В северных регионах тазы крупные, они могут охотиться на волка, а в южных областях – более мелкие. Эти различия сформированы благодаря климатическим и природным особенностям.
– Возникает вопрос, есть ли целесообразность определять общий стандарт тазы, который предлагают некоторые энтузиасты? Может, лучше подразделять их ещё и на подвиды? Ведь признанная в мире арабская борзая – салюки – потомки казахских тазы (определено генетическими исследованиями), хоть арабы не хотят признавать сей факт. Июжнорусская степная борзая тоже имеет корни от казахской тазы. Поэтому большое значение имеет регистрация тазы и тобетов в мировом рейтинге как отдельных самостоятельных пород собак.
Чего ожидать?
То, что государство наконец то (сколько миллиардов было потрачено на имиджевые программы!) обратило внимание на сохранение национального достояния, конечно, радует, но по горькому опыту можно сказать, что исполнение поручений на местах всегда начинает хромать, причём на обе ноги. Сначала о предмете долго говорят, строят планы, отчитываются, а потом задают извечный вопрос: где деньги, Зин? К примеру, в прошлом году в стране принят закон об обязательном чипировании домашних животных. Казалось, большая победа. Сейчас тишина и непонятно, насколько соблюдается закон, зоозащитники неоднократно жаловались на бездействие местных исполнительных органов, в том числе правоохранительных.
Мурат Кабылбеков считает, что работу по восстановлению и сохранению популяций можно продолжить без использования бюджетных денег либо выбрать более эффективный способ освоения финансов. К тому же, по его мнению, сумма слишком завышена. Опасения спикера оправданы, сколько раз такие проекты просто сливались после освоения бюджета, особенно когда в стране есть коррупция.
– Как вы поняли, работа предстоит большая и трудоёмкая, к ней нужно подходить со всей ответственностью и совестью. У меня огромная надежда, что эта инициатива будет реализована. Конечно, с радостью воспринял информацию о поручении Главы государства по сохранению древнего наследия наших предков – тазы и тобет. Целиком и полностью поддерживаю законодательные нормы, но с некоторой долей скептицизма. Мы занимаемся этим вопросом десять лет, поэтому знаем, о чём говорим. Сейчас уже появляется ряд общественных объединений и инициаторов, готовых включиться в эту работу, ведь за этим стоят огромные деньги – 1,4 миллиарда тенге. Конечно, мы не останемся в стороне, у нас есть опыт и банк данных по собакам на тазы и тобет. Деньги должны дойти до своей цели. Перед освоением бюджетных средств вначале надо изучить предстоящую работу, определить направления деятельности, особенно исполнителей, которые действительно заинтересованы в сохранении древнего наследия наших предков, и только потом поднимать денежный вопрос. В противном случае каждый будет тянуть одеяло на себя с одной единственной целью – отхватить часть лакомого пирога, – говорит Мурат Кизатович. – 1, 4 миллиарда тенге – это огромная сумма, её можно в разы уменьшить.
Если собираются выделять такие деньги, то национальный центр должен тесно работать с заводчиками, благодаря которым ещё существуют тазы и тобет. Например, оказывать помощь в регистрации собак совместно с акиматами, взять их на учёт, создать им условия для их содержания. Затем мы проведём выставку, произведём забор крови и другие научные исследования с кинологами, которые помогут определить чистые породы. Из-за больших расстояний не все заводчики могут регистрировать рождённые помёты. Надеюсь, что эта работа будет поставлена на системной основе у нового центра.
К слову, стоимость тазы зависит от её рабочих качеств, происхождения и наличия документов. Собаки, которые приучены к охоте на волков, оцениваются от одной тысячи долларов. Содержание такого спринтера тоже обходится недёшево. И если нашим энтузиастам с помощью государственной поддержки удастся сохранить и приумножить количество тазы и тобет, то их смело можно назвать героями, так как вся работа сейчас сродни подвигу. По моему мнению, время, особенно для сохранения тобетов, упущено, учитывая тот факт, что чистых пород практически не осталось.
Айдана ЕРТАЙ. Фото из личного архива Мурата КАБЫЛБЕКОВА.