В Казахстане много говорят о модернизации сознания, духовности, наследии, сохранении и приумножении национального достояния и прочем. Однако по многим параметрам все эти заявления остаются на уровне слов. К сожалению, от такого подхода — точнее, от отсутствия системного, внятного и работающего подхода властей — страдают не только люди, но и братья наши меньшие. О проблеме исчезновения казахских тазы говорят не то что не первый год — уже много десятилетий. При этом собаки этой породы издревле входили в число семи главных сокровищ нации — Жеті қазына. Было бы неплохо начать духовное возрождение хотя бы с возрождения этого живого символа Казахстана.
Так насколько Казахстану удалось сохранить эту уникальную и древнюю породу? Сухие цифры: в конце 30-х годов прошлого века в стране, по данным доктора биологических наук Аркадия Слудского, насчитывалось порядка 7 тыс. собак, имеющих породные признаки казахской тазы. Сегодня в Казахстане проживает всего порядка 100–150 собак этой породы. Точного учета не ведёт ни одно министерство и ни одно официальное государственное ведомство в РК.
Мы изучили и приводим бюджеты некоторых госпрограмм, на которые хочется обратить внимание.
Национальный проект «Ұлттық рухани жаңғыру». 2021–2025 годы.
Объём финансирования — 119,38 млрд тг.
Среди заявленных целей и ожидаемого эффекта — сохранение национально-культурной идентичности, развитие казахстанской идентичности, повышение чувства патриотизма.
Государственная программа развития туристской отрасли РК на 2019–2025 годы.
Объём финансирования — 1,39 трлн тг.
Среди заявленных целей и ожидаемого эффекта — эффективность маркетинга и брендинга для привлечения туристов. Предусматривает развитие охотничьего, экологического, этнографического и агротуризма.
Здесь стоит напомнить, что, к примеру, памятник Хатико — одно из самых популярных туристических мест в Японии, а порода акита-ину — символ и достояние этой страны.
Национальный проект «Зелёный Казахстан». 2021–2025 годы.
Объём финансирования — 1,41 трлн тг.
Среди заявленных целей и ожидаемого эффекта — сохранение биологического разнообразия путём увеличения численности редких и исчезающих видов животных, прививание бережного отношения к природе и животному миру, а также модернизация экологического сознания населения.
Также можно посмотреть, какие средства выделяются на поддержку национальных видов спорта — например, в Комплексном плане по развитию физической культуры и массового спорта на 2020–2025 годы. Однако охота с тазы не входит в национальные виды спорта, в отличие от, скажем, байги или охоты с ловчими птицами. Заметим, охотничьи беркуты — одно из семи главных сокровищ Жеті қазына наравне с тазы, только собакам в РК повезло меньше.
Все эти программы курируют Министерство экологии, геологии и природных ресурсов, Министерство культуры и спорта, Министерство информации и общественного развития и прочие ведомства и подразделения, отчитывающиеся об эффективности своей работы. Но численность тазы в РК тем временем стремительно идёт на убыль, а порода не то что не зарегистрирована — может быть окончательно утеряна.
Конечно, в РК есть энтузиасты, стремящиеся сохранить породу тазы. К примеру, ряд мероприятий, включая смотры и даже сбор генетического материала, проводит республиканская Ассоциация общественных объединений охотников и субъектов охотничьего хозяйства «КАНСОНАР». Однако для восстановления и признания породы нужно провести серьёзную работу на государственном уровне, не перекладывая ответственность на отдельных неравнодушных энтузиастов.
И снова цифры: для признания новой породы собак Международной кинологической федерацией (Fédération Cynologique Internationale, FCI), поголовье собак должно состоять как минимум из 8 семейств, и в каждом из них должны присутствовать по крайней мере 2 кобеля и 6 сук. Кровное родство между линиями родословной допустимо только между особями, которых разделяет минимум 3 поколения (прародители). Такие условия могут быть достигнуты в случае грамотно спланированного разведения, когда зарегистрирована хотя бы 1 тыс. собак.
Подача заявления на признание новой породы собак должна быть адресована в секретариат FCI ведущей кинологической организацией страны, являющейся членом FCI (в Казахстане сейчас такой организации нет). Далее, после появления как минимум 5-го поколения представителей породы, или, самое меньшее, через 10 лет, страна происхождения имеет право подать заявку об окончательном признании новой породы.
Стоит задуматься. Тазы — одна из древнейших пород собак. Их изображения на петроглифах Южного Казахстана датируются различными историческими эпохами, вплоть до X–XII тысячелетий до нашей эры. Для сравнения: лошадей люди одомашнили всего около 6 тыс. лет назад. В тяжёлые времена, даже в прошлом веке, не говоря уже про более ранние периоды, тазы могли спасти от голода целые аулы. Ещё в 30-е годы прошлого столетия они добывали не менее половины всей пушнины в стране. Сегодня у Казахстана может не оказаться нужных 10 лет, чтобы спасти эту уникальную породу от исчезновения.
Именно поэтому программа по восстановлению тазы должна быть продуманной, рассчитанной на годы вперёд, и отвечать за неё должны конкретные ведомства на уровне государства. В конце концов, речь действительно идёт о национальном достоянии.
Источник: www.energyprom.kz