Деятельность егерских служб в основном регулируется Законом Республики Казахстан «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира», «Типовым положением о егерской службе», утвержденным Министерством сельского хозяйства от 26 июня 2015 года № 18-03/578. Как известно, любой охотник, выезжая на охоту, чтобы охота была удачной, непременно рассчитывает на помощь егерской службы. И, конечно же, охотники хотят, чтобы егеря были профессионалами своего дела, организовали не только удачную охоту, а также делали все грамотно, по правилам и по закону. Хотя, надо сказать, что сами же охотники эти правила и законы не всегда знают и соблюдают.
Закон дает егерям широкие полномочия.
Егерь имеет следующие права и обязанности: проверять у физических и юридических лиц документы на право охоты и рыболовства; пресекать нарушения правил охоты и рыболовства; требовать от физических и юридических лиц прекращения действий, приводящих к гибели животных и нарушению среды их обитания; составлять протоколы в соответствии с законодательством Республики Казахстан об административных правонарушениях; изымать огнестрельное оружие за нарушение правил охоты с обязательной последующей передачей органам внутренних дел; изымать орудия добывания, используемые с нарушением, и незаконно добытую продукцию охоты и рыболовства; обеспечи- вает охрану животного мира на закрепленных охотничьих угодьях и рыбохозяйственных водоемах и участках; ведет пропаганду бережного и гуманного отношения к животному миру, природе и т.д.
Согласно Правилам охоты - егеря обязаны сопровождать охотников при производстве охоты на копытных животных, бурого медведя, а на весенней охоте – на селезней уток, самцов глухаря, тетерева и вальдшнепа, а также сопровождать охотников иностранцев.
В осенний период у егерей появляется много забот, связанных с открытием и закрытием охотничьего сезона. Задача егеря в этот период – это умение организовывать охоту, заказную охоту для гостей, обеспечение безопасности охотников, соблюдение ими правил безопасности и законодательства, оказание при необходимости первой помощи пострадавшим, и быть готовым к различным, неожиданным и не всегда приятным ситуациям, например к встрече с браконьерами, которые не всегда являются миролюбивыми.
Охрана животного мира – основная задача егеря. Для того, чтобы качественно выполнять свою работу, егерь должен знать основные требования законодательства, касающиеся вопросов животного мира, вести контроль популяций животных на территории охотничьего хозяйства, обладать некоторыми знаниями в области зоологии и орнитологии. В зимний сезон егерь должен обеспечить диких зверей дополнительной подкормкой, развозя, а порой и разнося на собственных плечах тяжелые мешки с кормами (зерном и корнеплодом).
Из приведенных данных не трудно увидеть, что требований к егерю не так уж мало. Если у охотников главное требование к егерю – это успешно провести охоту, то руководители охотничьих хозяйств должны требовать, чтобы егеря обладали не только знаниями организации охоты, об оружии и мерах безопасности при обращении с ним, и не только умением разбираться в следах на снегу, но в поведении зверей и птиц, в том числе и по биологии животных (не только «содрать» шкуру), знание зоологии, окружающей среды.
Все это требует наличие у егеря знаний законодательных актов о животном мире, навы- ков и умений грамотного оформления фактов нарушений природоохранного законодательства, что свидетельствует о необходимости прохождения егерями определенного уровня специальной подготовки.
Надо отметить, что спрос на егерей и охотоведов был всегда и продолжает оставаться по сей день. Проблема в том, что за свою нелегкую работу в сложных условиях егеря получают небольшую зарплату 25 – 30 тыс. тенге, поскольку работа считается неквалифицированной. Поэтому среди более менее образованных людей найти желающих стать егерем, очень трудно. В связи с чем, приходится набирать на егерскую службу любого, согласившегося человека мужского пола.
Надо отметить, что к этому в немалой степени способствует, на мой взгляд, и положение действующего законодательства.
Так, согласно подпункта 64) статьи 1 Закона Республики Казахстан «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира» - «егерь – специально уполномоченное лицо егерской службы, осуществляющее охрану животного мира на закрепленных охотничьих угодьях и рыбохозяйственных водоемах и (или) участках». Как видим, в законе в определении «егеря» отсутствуют какие-либо квалификационные требования для этой профессии. Это и дает возможность руководителям охотничьих хозяйств набирать егерем любого мужика по принципу – лишь бы он был в штанах.
Республиканской ассоциацией «Кансонар» этот вопрос не раз ставился перед Комитетом лесного хозяйства и животного мира МСХ, и перед депутатским корпусом. В целях наведения порядка в этом деле, ассоциация направляла свои поправки на принимаемые законопроекты, касающиеся определения егеря в законе, следующего содержания: «Егерь – уполномоченное лицо егерской службы, имеющее специальную подготовку и осуществляющее охрану животного мира на закрепленных охотничьих угодьях и рыбохозяйственных водоемах и (или) участках». К сожалению, данная, очень нужная поправка в закон ни со стороны уполномоченных органов, ни со стороны депутатского корпуса пока поддержки не находит. Видимо, такое положение, существующее в охотничьих хозяйствах, их устраивает.
Как известно, охотничьи хозяйства представляют собой сферу деятельности по сохранению и использованию охотничьих животных и среды их обитания, созданию охотничьей инфраструктуры, оказанию услуг в этой сфере. Охотничьи угодья республики занимают площадь более 13,9 млн. гектаров и значительно превосходят по площади охотничьи угодья многих стран мира, а вот количество егерского состава, обеспечивающего охранную функцию на такой огромной площади, составляет всего 2538 человек.
И вот, результаты работы егерской службы, укомплектованной способом любого согласившегося мужика. Согласно представленным сведениям, всем составом егерской службой охотничьего хозяйства республики за 2017 год выявлено и составлено 273 протокола по фактам нарушения природоохранного законодательства, то есть на 10 егерей выявлялось по 1 (одному) факту нарушения.
И это тогда, когда на сегодняшний день одно из самых актуальных и злободневных проблем – это нарушения природоохранного законодательства, особенно незаконная охота (браконьерство).
Несмотря на наличие законов, предусматривающих ответственность за такие деяния, количество задержанных и привлеченных к ответственности виновных лиц крайне низко. Согласно данных Комитета по правовой статистике при Генеральной прокуратуре, только по 28,6% з явлений и сообщений о незаконной охоте возбуждались уголовные дела, только каждый девятый зарегистрированный материал доходит до суда (11,5%). То есть, девять из десяти лиц, совершивших данный вид преступления, уходят от ответственности.
И основной причиной такого положения является ненадлежащее и неграмотное оформление материалов лицами, их выявивших, в том числе и егерской службой.
Возникает вопрос, где же выход?
Как известно, в любой профессии, в том числе, и егерской надо учиться. Обучение позволит егерям правильно оценивать ситуацию и ориентироваться в своей повседневной работе. Поэтому, сегодня на повестку дня выдвигается вопрос о подготовке егерей. В этой связи было бы целесообразно на базе Республиканской ассоциации «Кансонар» создать курсы подготовки егерей. У этих курсов должна быть единая утвержденная программа, квалифицированные преподаватели по конкретным дисциплинам. Здесь же следовало бы предусмотреть возможность прохождения практики в успешных охотничьих хозяйствах.
Слушатели только после окончания курса должны получать сертификат и удостоверения егеря.
И еще. Егерь – это не пугало огородное, а очень непростая мужская профессия, которая требует к себе серьезного отношения. Тут есть, над чем подумать. На сегодня у егерей заработная плата не большая, составляет 25 – 30 тыс. тенге. С такой зарплатой только на одной любви к животным грамотных квалифицированных специалистов привлекать егерской службе очень трудно. Республиканской ассоциацией «Кансонар» не раз ставился перед уполномоченными органами и этот вопрос. Тут изобретать ничего не надо, есть положительный опыт других стран. И за примерами далеко ходить не надо. В соседнем Узбекистане Кабинет Министров в 2014 году принял Постановление № 290 «О порядке распределения штрафных сумм и сумм, взысканных с нарушителей природоохранного законодательства».
Так, согласно данного постановления, всем лицам, выявившим нарушения законодательства об охране животного и растительного мира, выплачивается вознаграждение в размере 30% от суммы возмещения ущерба и денежного штрафа. Также выплата вознаграждения производится в размере 20% от суммы возмещенного ущерба и денежного штрафа по взысканным искам за незаконное добывание занесенных в Красную книгу животных.
В Киргизии существует институт общественных инспекторов, которые так же, как егеря охотхозяйств, получают вознаграждение в размере 30% от суммы штрафов и исков. Благодаря такому распределению все стороны заинтересованы в сохранении животного мира и поддержании охотничьих хозяйств.
Цель ведения охотичьего хозяйства – это сохранение диких животных и обеспечение цивилизованной охоты на них. Если мы хотим развивать охотничьи хозяйства, чтобы у нас было много дичи и большое разнообразие диких животных, обеспечить их надлежащей охраной, пора отказаться от порочной практики принимать на работу егерем любого мужика. По принципу – лишь бы он был в штанах.
Именно такой подход к егерской службе послужит прочной основой дальнейшего укрепления охотничьего хозяйства, приумножения природного богатства страны и стать привлекательным в этом плане.
Журнал "Qansonar" № 4(20) 2018 год