ЗАКОНЫ, НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ НЕ ДОЛЖНЫ ПРИМЕНЯТЬСЯ ПО ОБСТОЯТЕЛЬСТВАМ
«Закон, что дышло, куда повернешь, туда и вышло» - эта старинная поговорка дошла до наших дней, хотя многие уже и не знают, что такое дышло. Суть поговорки - это констатация беззакония, произвола, одно из важных специфических направлений деятельности государственных органов, требующих особых знаний и интеллекта, связанных с созданием или изменением существующих в государстве правовых норм. То есть, из этого следует - законы, нормативные акты не должны применяться по обстоятельствам, в угоду чему–то, кому-то, от воли и желания властей поворачиваться подобно дышлу (оглобле между двумя лошадьми, служащей для поворота повозки), как часто в нашем случае прибегает и использует Комитет лесного хозяйства и животного мира (далее - Комитет) – Министерства экологии, геологии и природных ресурсов Республики Казахстан (далее – министерство).
Еще в 2017 году об этом в своей статье «Нормотворческий зуд, как вид вредительства», я писал следующее: «Одной из проблем, с которой сталкиваются ныне охотхозяйственные отрасли страны – это чрезмерная, не к месту нормотворческая активность отраслевого министерства. Зачастую законопроекты, особенно приказы министерства, касающиеся деятельности данной отрасли, принимаются без учета мнений охотпользователей, предварительных консультаций со специалистами в этой области и отрасли.
Поэтому некоторые нормотворческие инициативы Комитета за последние годы принесли и продолжают приносить значительный материальный ущерб охотхозяйственной отрасли и животному миру республики». Кстати, Председатель Комитета лесного хозяйства и животного мира МЭГПР РК- Кылышбаев Нурлан Наурызович.
СИТУАЦИЯ ХУЖЕ НЕКУДА
Так вот, если вы думаете, что ситуация с тех пор как-то изменилась, то придется огорчить вас, уважаемый читатель, изменилась, но только – в худшую сторону.
В связи с этим, пришлось вернуться к этой теме еще раз, поскольку ситуация складывается хуже некуда. Но для ясности сначала расскажу немного о законотворчестве. Как известно, законотворчество (нормотворчество) – это деятельность компетентных государственных органов, общественных организаций по установлению, изменению или отмене правовых норм. Оно должно отвечать потребностям общества, его объективным закономерностям. Поэтому при разработке нормативных правовых актов, прежде всего, обязательно надо учитывать, как они будут действовать в новых условиях, и тем самым избежать просчетов в процессе дальнейшего правового регулирования общественных отношений. Убедиться, что решаемые с помощью нормативного правового акта вопросы не создавали проблемы, не наносили вред и ущерб субъектам регулирования. И избежать таких недостатков, как неполнота, неточность, неясность, противоречивость нормативных правовых актов, которые могут приводить к существенным негативным последствиям.
ХАЛАТНОСТЬ, ФОРМАЛИЗМ, БЕЗОТВЕТСТВЕННОСТЬ
С этой точки зрения, можно сказать классическим примером непрофессионализма, халатности, формального отношения к исполнению своих обязанностей, граничащего с безответственностью, каким не должен быть нормативный акт, является Приказ Министра экологии, геологии и природных ресурсов от 31 октября 2022 года № 678 (Зарегистрирован в Министерстве юстиции РК 31 октября 2022 года за №3357) «О внесении изменений в приказ Заместителя Премьер-Министра Республики Казахстан – Министра сельского хозяйства Республики Казахстан от 2 февраля 2018 года № 60 «Об утверждении формы и Правил выдачи удостоверений охотника, рыбака и егеря».
Если обратить внимание на этот казалось бы не представляющий особой сложности нормативный акт, то увидим, что в течение последних пяти лет 6 раз, из них только в 2022 году – трижды, были внесены поправки и изменения!!! Невольно напрашивается резонный вопрос: что, у министерства и его комитета нет других важных, серьёзных дел или проблем, кроме внесения изменений в Правила выдачи удостоверений охотника?! Либо здесь кроются чьи-либо скрытые интересы?
Поскольку этому документу особое значение придается уполномоченным органом, думаю, не лишне будет подробно рассказать о нем.
ИТАК, ЧЬИ ИНТЕРЕСЫ СКРЫТЫ?
И так, удостоверение охотника - это документ установленной формы, дающий право на охоту и право на приобретение и хранение огнестрельного оружия.
Выдачей удостоверений охотника раньше занимались государственные органы, т.е. территориальная охотинспекция уполномоченного органа. С 2013 года, согласно проводимой государственной политике, направленной на сокращение чрезмерно раздутой численности бюрократического аппарата министерств и других государственных органов, снижение тем самым нагрузки на бюджет страны, некоторые функции госорганов были переданы саморегулируемым общественным организациям. И согласно ч. 3 ст. 33-1 Закона РК «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира» функция по выдаче удостоверений охотника была передана аккредитованным республиканским ассоциациям общественных объединений охотников и субъектов охотничьего хозяйства. С марта 2013 года по 2021 год выдачей удостоверения охотника успешно занималась прошедшая аккредитацию Республиканская ассоциация общественных объединений охотников и субъектов охотничьего хозяйства «Кансонар». Надо отметить, что в указанный период требования закона, приказов и правил соблюдались неукоснительно, проблем никаких не возникало.
Тут следует отметить вот что: в 2021 году со скандалом не прошедшая по решению республиканской аккредитационной комиссии ассоциация «Табигат», не без помощи министерства и Комитета, получила все-таки Свидетельство об аккредитации.
Трудно сказать, это случайное совпадение или связано с какими-то интересами, но факты свидетельствуют, что именно с появлением ассоциации «Табигат» началось чрезмерное активное нормотворчество министерства и Комитета, направленное на внесение изменений в Правила выдачи удостоверения охотника. Ясно, что никаких чрезвычайных ситуаций или обстоятельств в охотничьих отраслях, связанных с удостоверением охотника нет и не было. Вот конкретные даты изменения приказов министра С. Брекешева об утверждении формы и Правил выдачи удостоверений охотника – 15 июня 2022 г., 31августа 2022 г. и 31 октября 2022 года, которые указаны в Информационно-правовой системе нормативных правовых актов Республики Казахстан «Әділет».
Похоже, такая целенаправленная нормотворческая активность уж очень нужна кому-то. И для достижения этих целей нарушаются требования действующего законодательства.
ПРИКАЗ МИНИСТРА ПРОТИВОРЕЧИТ ДЕЙСТВУЮЩЕМУ ЗАКОНУ?
Вот приказ министра № 221 от 15 июня 2022 года, «Об утверждении формы Правил выдачи удостоверений охотника, рыбака и егеря», зарегистрированный Министерством юстиции Республики Казахстан на следующий день в срочном порядке 16 июня 2022 года № 28499, в нарушение порядка рассмотрения и регистрации нормативно правовых актов. В этом Правиле утверждается, что «услугополучатель (охотник) имеет возможность получения государственной услуги в электронной форме через веб-портал «электронного правительства». Но, в данное время действует Закон РК «Об охране, воспроизводстве и использовании животного мира» подписанный Главой государства, в котором установлена выдача удостоверения охотника на бумажном носителе. Получается, что приказ министра противоречит действующему закону, так как пункт 3 статьи 10 закона «О правовых актах» гласит: «Каждый из нормативных правовых актов нижестоящего уровня не должен противоречить нормативным правовым актам вышестоящих уровней».
Поскольку законы по иерархии выше любого подзаконного акта, приказы министерства по определению не должны противоречить действующим требованиям закона, пока не внесутся соответствующие изменения.
Похоже, специалистам министерства и Комитета такие тонкости законотворчества неведомы. По-другому трудно объяснить.
Спохватившись позже, эти нормотворцы, внесли поправки в закон, заменив слова «через свои филиалы и представительства» на слова «в электронной форме», тем самым, и дальше усугубив и усложнив получение удостоверения охотника для многотысячных охотников и егерей республики. Поскольку далеко не у всех наших охотников есть компьютеры, да и пользоваться им может лишь небольшой процент. Не это ли является примером вопиющего непрофессионализма и формального отношения к исполнению своих обязанностей, граничащих с безответственностью работников министерства и Комитета.
Однако опять кого-то не устроили указанные выше поправки в Правиле, т.к. осталась возможность охотникам через областных представительств ассоциации получить по желанию удостоверение в твердом переплете.
И снова в срочном порядке министром С. Брекешевым подписан обновленный Приказ № 678 от 31 октября 2022 г. о выдаче удостоверения охотника, который в тот же день в оперативном порядке регистрируется в Министерстве юстиции (рег. №30357 от 31.10.2022 г.). Создается впечатление, что наше Министерство юстиции превратилось в канцелярию Министерства экологии, геологии и природных ресурсов. Судя по оперативности и срочности регистрации указанных выше приказов, у нас есть основание сомневаться в наличии требуемых экспертных заключений. А ведь проведение правовой экспертизы в отношении каждого нормативно -правового акта о его соответствии действующим законодательствам – одна из главных задач Министерства юстиции.
ЛИШИЛИ ОХОТНИКОВ ПОЛУЧАТЬ УСЛУГИ
В общем, суть изменения внесенного в последнем приказе министра - это исключение региональных представительств ассоциации «Кансонар» в праве выдачи и замене удостоверения охотника. С 23 ноября текущего года охотники из регионов лишены возможности подавать заявки на выдачу и замену удостоверения охотника по веб-порталу через представительства ассоциации «Кансонар» по областям, поскольку в программе веб-портала вместо «представительство» указана только республиканская ассоциация. И это несмотря на то, что до этого региональные представительства без проблем оказывали услуги охотникам, поскольку у них были подключены линии связи веб-портала «электронное правительство» через АО «НИТ» (АО «Национальные информационные технологии».
И снова вопрос, для чего и кому это выгодно было отключить региональные представительства, тем самым лишив многотысячных охотников получать услуги?!!
Давайте попробуем проанализировать и попытаемся поискать ответ на этот непростой вопрос.
КОМУ ВЫГОДНЫ ИЗМЕНЕНИЯ В ПРАВИЛАХ?
Как, я выше уже отметил с 2013 по 2021 годы услуги по выдаче и замене удостоверений охотника без всяких проблем обеспечивались республиканской ассоциацией «Кансонар», успешно прошедшей в 2013, 2017 и 2021 годах аккредитацию по решению республиканской аккредитационной комиссии. Следует отметить, что с 2013 года не было ни одной жалобы на действия ассоциации «Кансонар»! И не было никаких претензий ни со стороны государственных органов, в т.ч. уполномоченного органа, министерства, и ни со стороны многотысячных охотников республики. И вот, в 2021 году появилась ассоциация «Табигат», которая не прошла аккредитацию, а потом со скандалом с помощью министерства (в нарушении действующего законодательства) получившая свидетельство об аккредитации. И надо заметить, тут же появился среди ста шестидесяти тысяч охотников республики единственный заявитель А. Кундакбаев, который в течение двух лет пишет жалобы во все государственные, судебные и правоохранительные органы, включая главе государства, о незаконных действиях ассоциации «Кансонар», которая требует с него незаконную плату за оказанную ему услугу по замене охотничьего удостоверения. Однако все органы власти, куда он жаловался, подтвердили законность действий Ассоциации «Кансонар», и в удовлетворении исковых требований отказали ему и судебные органы.
И вот, возвращаясь к вопросу, кому выгодны эти изменения в Правилах выдачи удостоверения охотника, приходишь однозначно к выводу - только ассоциации «Табигат». У ассоциации «Табигат» кроме г.Алматы по регионам отсутствуют представительства, подключенные к веб-порталу «электронное правительство». То есть, министерство, исключив в Правилах возможность выдачи удостоверения охотника представительствам ассоциации «Кансонар», явно лоббировали интересы ассоциации «Табигат», что свидетельствует о наличии коррупционных проявлений. Но это предмет разбирательства компетентных органов.
Тем не менее свой бесконечный нормотворческий беспредел министерство и Комитет пытаются объяснить проводимой государственной политикой о цифровизации.
ПЛЮСЫ И МИНУСЫ ЦИФРОВИЗАЦИИ
Безусловно, цифровизация - закономерный и объективный процесс, от которого нам никуда ни деться. Однако, при всех очевидных плюсах у цифровизации есть множество серьезных минусов, связанных с реальным уровнем технического оснащения страны и регионов, и реальным уровнем интернет связи, компьютерной грамотности населения.
Один важных моментов цифровизации здесь – это кампанейщина, то есть отсутствие плановости, системности в работе, которая зачастую идет ради самой цифровизации.
Свидетельством тому является разработанная программа по выдаче удостоверения охотника в рамках государственных услуг через Информационную систему «Государственная база данных «Е-лицензирование» (ИСГБД «Е-лицензирование»), с целым рядом существенных недостатков.
Во-первых, отмена существующего удостоверения охотника в твердом бумажном переплете, имеющего банковскую степень защиты, и замена его на простую бумагу формата А-4 дает возможность, используя современную технику, без труда вклеить любую фотографию и подделать. А это в свою очередь позволит получить разрешение на приобретение оружия, в том числе нарезного (это уже вопросы государственной безопасности). Проверить подлинность таких удостоверений у егерей и природоохранных инспекторов вне населенных пунктов вряд ли возможно из-за сбоя, а иногда и отсутствия интернет связи для выхода на портал.
В программе отсутствует графа для заполнения о наличии огнестрельного, холодного оружия, т.к. выдача удостоверения охотника сопряжена с выдачей органами внутренних дел разрешения на хранение и ношение оружия, которые в обязательном порядке должны быть занесены в удостоверение, чтобы исключить возможность незаконного ношения и хранения владельцем удостоверения незарегистрированного оружия.
БРАКОНЬЕРАМ НА РАДОСТЬ
И самое важное, на радость браконьеров при поступлении заявления на замену удостоверения через портал «Е-лицензирование», срок ограничивается двумя днями, и нет возможности проверить достоверность указанных сведений. То есть, теперь любое лицо, лишенное судом права на охоту (браконьер), может без труда в другом регионе получить удостоверение. Уже имеются такие факты.
Можно также отметить, что цифровые удостоверения охотника лишают возможности наших охотников выезжать на охоту за рубеж, т.к. такой документ не признается из-за отсутствия возможности проверки на подлинность.
В общем, перечислять все неподдающиеся здравому смыслу нормотворческие активности министерства и Комитета долго и нецелесообразно, думаю, что приведённых примеров с лихвой хватит, чтобы донести основную мысль. Почему такая чрезмерная нормотворческая активность министерства и Комитета открыто направлена на подрыв деятельности республиканской ассоциации «Кансонар»? Видимо, это от того, что у нас никто не несет ответственности за подготовку и принятие законов, подзаконных актов, наносящий вред обществу и государству в целом.
ПОДСТАВИЛИ МИНИСТРА
Конечно, мы не располагаем сведениями, кто конкретно заинтересован во всем этом, и кто является разработчиком приказов. Однозначно, сотрудники, подготовившие эти приказы, подставили своего министра. Не сам же министр пишет эти приказы, как говорится: «Не боги горшки обжигают!». В этой связи, невольно вспоминается рассказанное в далекие студенческие годы преподавателем по римскому праву предание о том, как в Древней Греции осуществлялось законотворчество. Суть предания в том, что граждане могли предлагать любые изменения в законы, однако, если они не поддерживались народом, их авторам следовало повеситься. Поэтому в те времена законы менялись крайне редко, но исполнялись. Конечно, нынешним законотворцам такая участь не грозит, бояться им нечего, поэтому имена разработчиков приказов Министерства экологии, геологии и природных ресурсов, и Комитета лесного хозяйства и животного мира, следовало бы опубликовать пофамильно. Как говорится, народ должен знать своих «героев». Ведь, именно по результатам правотворческой работы, по законам и иным нормативным актам судят о государстве в целом, степени его демократичности и культурности.
Из журнала “Qansonar” №4(36) 2022 год.