О своем увлечении национальной породой собак тазы он рассказал при встрече, которая состоялась в офисе Ассоциации «Кансонар».
-Мурат, скажите, почему выбрали тазы? Ведь есть много других пород?
- Я родился в поселке Егиндыбулак Карагандинской области и с детства знаком с казахской борзой. Их разводил мой дед. У него постоянно водилось примерно 20 тазы, щенки он в основном дарил. Нам детям было интересно наблюдать за повадками тазы, часто играли с ними и даже проводили курсинг по-деревенски, снимали заднее колесо велосипеда, натягивали леску, а щенки бегали наперегонки. Нам было весело, а дед наблюдал и с любовью заботился о них. У родившихся щенков тазы убирал пятый палец, говорил, что мешает при беге на снегу. Собак действительно много разной породы. Я как-то увлекся овчарками, алабаем. У мамы была древняя порода декоративных собак пекинес. Но тазы я считаю самой лучшей породой, самой идеальной. С ней нет никаких проблем. Ее не слышно, отличается от всех своей чистотой, элегантностью, красотой, спокойствием, терпеливостью, ест не жадно, она не линяет. С ней можно спокойно путешествовать. Заселяясь в 5-ти звездочном отеле, мне никто не делает замечание по поводу собаки. Удивляются, что в номере нет шерсти, грязи, собачьего запаха. Видимо из-за таких качеств издревле тазы держали в доме. Всей семьей любим эту породу. В Турции ее очень любят.
-Вы живете и работаете в Турции, как Вы там оказались?
- У меня был проект «Кёроглы», который я выиграл. Это мемориальный памятник национальному герою Турции. В городе Болу мы установили большой конный монумент, отлитый из бронзы. Были другие проекты в Анкаре, Стамбуле. Для проживания с семьей выбрали г.Анталью. Это Средиземноморский регион, самый популярный курорт Турции с отличным климатом. Для удобства собак я приобрел около 1 гектара земли в районе национального парка Куршунлу. Это излюбленное место отдыха местных жителей, туда можно приезжать на пикник. Заодно мы решили на территории создать свой маленький Казахстан. Там же у меня и мастерская. Для полноценного отдыха есть все условия. Из своей родины я привез юрту, казан, самовар, появился казахский тапчан. Там с земляками проводим все свободное время. Особенно удобно для моих питомцев, которым нужно пространство для бега и гармоничного развития. Их у меня 13 вместе с щенками.
-А как относятся власти и жители этой страны к Вашему увлечению казахской борзой?
- В Турции любят тазы, особенно когда выходишь с ними на прогулку, все любуются и восхищаются их грацией, красотой. Знают, что это казахская порода. Они говорят: это собаки из Ата - журта. Как-то ко мне обратился местный житель Турции с просьбой продать ему собаку. Он настолько проникся любовью к породе тазы, что посвятил стихи, песню и опубликовал в соцсетях. Потом я узнаю, что это известный турецкий поэт. После такой популяризации еще больше стали обращаться с желанием купить щенка. Интерес к породе тазы проявили башканы по-нашему акимы Стамбула и Анкары, послы и бизнесмены.
-Вы их продаете?
- У меня нет бизнеса, это хобби. Я отдаю в хорошие руки. А в основном за условную сумму, чтобы новый хозяин знал, что он потратил на покупку средства. Мне нужна уверенность в том, что отдал надежным людям, и купленное не будет выброшено на улицу и не пополнит ряды бездомных собак. Заранее договариваюсь, чтобы наигравшись, не выкидывали их на улицу, и если она надоест семье, вернуть мне.
-А как пришла идея создать питомник?
-В Турции, все, кто разводит собак, обязательно должен зарегистрировать питомник. Я тоже создал и назвал его “Туран тазы”. Питомники создают для того, чтобы одна порода не смешивалась с другой. Ведется определенная работа по чистоте породы. Если бы в Казахстане ввели такое требование регистрировать питомник, было бы очень хорошо. А то сводят собак подряд и неизвестно что получается. А в Турции за такое налагают штраф, и могут изъять собаку и щенков. В этом плане у них жестко.
-А по документам как у собак?
-Один кобель зарегистрирован в Ассоциации «Кансонар».
-Тот, который признан самым лучшим?
-Да, Лашын. Его мать Кумарай из Нур Султана. В Анкаре была экстерьерная выставка и вторая в Анталье. Судьи были из других стран. По итогам выставок Лашын вошел в топ самых красивых собак Турции. Его внешность завораживает всех.
-А какие рабочие качества у них?
-В этом плане они еще не опытные. Сейчас привез их в Казахстан, с целью проверить качества. Охота в Турции не развита. Нет такой культуры охоты с ловчими хищными птицами и собаками как в Казахстане, и зайцы у них мелкие не как у нас.
-Как Вы привезли их?
-В авиа боксе. Главное условие, чтобы были привиты.
-Во многих странах есть памятники четвероногим друзьям. В Казахстане не планируете создать памятник тазы как национальной породе?
-Такая идея живет во мне. Уже есть кое-какие эскизы. Их можно делать разных вариантов. Маленькие скульптуры могли бы украсить парки городов и областей. Памятники в натуральную величину можно ставить в столице и крупных городах. Людям нужны легенды. А у нас они есть. В голодные времена в прошлом столетии одна собака кормила целый аул. За одну тазы отдавали табун лошадей. Этим легендам можно посвятить комплексы скульптур.
-Вы до нашей беседы встретились с Председателем Правления Ассоциации «Кансонар» Оралбаем Абдыкаримовым, скажите, что Вы узнали нового?
- Я подарил ему сборник своих работ. Оралбай Абдыкаримович, очень известный общественный и политический деятель нашей страны. Он человек созидатель, управляя Ассоциацией ведет большую работу по восстановлению и сохранению породы собак тазы. В ходе беседы с ним мы говорили о будущем совместном сотрудничестве, я узнал, что в настоящее время с Институтом генетики ведутся исследования по изучению породы, создается база данных, и проводятся смотры, выставки собак. Рад, что мои собаки тоже будут в этой базе. Надеюсь, что казахская порода тазы будет участвовать в Играх кочевников, которые должны были состояться в Турции, но из-за пандемии отложены.
Спасибо за интересную беседу.
Кульбагда МАДИЕВА
Журнал «Qansonar» №4(32), 2021 год